У нас очень много Богородичных праздников, но очень мало Евангелий, рассказывающих о жизни Богородицы. Из-за того что мы не читаем апокристические книги в храме, мы повторяем одно и тоже евангельское зачало на все праздники Богородицы. Это происходит из-за того, что Божия Матерь в канонических Евангелиях упоминается довольно редко. В апокрифических Евангелиях наоборот, есть рассказ о рождении Богородицы, небольшие подробности о рождестве Иисуса Христа, а также рассказывается о смерти Захарии. Довольно поздние апокрифы рассказывают о событии Успения Пресвятой Богородицы. Это самый важный праздник Богородицы, но эти предания датируются многим позже, нежели евангельские тексты, поэтому мнение Церкви по поводу них остается спорным.

Есть один интересный богословский спор об Успении: Богородица действительно умерла, или же нет? Или Господь наш Иисус Христос еще живую взял к себе ее душу, Пречистую и Пренепорочную? Многие богословы рассуждали так: у Пресвятой Богородицы не было греха, а смерть есть последствие греха, почему тогда Богородица должна была умереть, если Она безгрешна и непорочна? Сегодня большинство западных и восточных богословов согласны с тем, что Пресвятая Богородица действительно умерла как каждый из нас, потому что хотела участвовать в судьбе каждого человека, который рождается в этот мир, но смерть Ее была совсем безболезненна.

Непорочная Дева еще задолго до Успения своего была готова к встрече со Своим Сыном. Из предания о том, как Ангел возвестил ей Рождество Сына, Иисуса Христа, еще Архангел Михаил явился Ей и возвестил Ее смерть, и дал ей пальмовую ветвь, так как некогда архангел Гавриил — лилию. Несколько дней спустя Богородица действительно умерла, но безболезненной смертью. Немецкий поэт Райнер Рильке пишет в житии Приснодевы Марии, что «Богородица, Пресвятая Дева, была настолько свята и непорочна, что сами ангелы, когда Она вознеслась на небо,  должны были ее понемногу поднимать к Небу, к своему Сыну, потому что Она уже была готова, смерть не была для Нее страшна».

Успение Пресвятой Богородицы явилось венчанием всей жизни Марии потому что через смерть она могла находиться в единении со Своим Сыном. И еще потому что Она молилась о своем отшествии к Возлюбленному Сыну каждый день своей жизни и всем сердцем желала этой встречи. Как и любая любящая мать, она не страшилась никакой преграды, которая могла бы разлучить ее с возлюбленным чадом. Даже если эта преградой была смерть. Бесстрашие Богородицы перед лицом смерти — пример для каждого из нас, кто хочет, чтобы и его встреча с Спасителем была такой же, как встреча с Его с Пречистой Матерью.

Я не могу гарантировать, что смерть каждого из нас будет такой же безболезненной как смерть Богородицы. Мы знаем, что даже очень хорошие люди иногда умирают, и страшной смертью. Что же можно сказать о тех, кого мучает тяжелая болезнь, хотя они жили очень правильной жизнью? Они не страдают из-за своих грехов, но может быть из-за грехов мира, из-за грехов других людей. Каждый из нас должен готовится к смерти как Пресвятая Богородица, потому что мы, подобно Пресвятой Матери Божией, принимаем ее для того чтобы встретиться с Господом нашим Иисусом Христом.

Какой самый лучший способ подготовиться к этой Встрече? Принимать Святые Таинства, особенно Причащаться Честным Телом и Кровию Господа и Бога нашего Иисуса Христа, потому что тогда мы принимаем в наши души Самого Господа. Во время этого длинного и подчас тяжелого земного паломничества, в котором мы сейчас оказались, этот способ видится мне единственно верным. Способным смягчить и очистить сердце отравленного первородным грехом человечества. 

Надеясь на будущую встречу с Господом Нашим после нашей смерти, помолимся Пресвятой Богородице, чтобы Она нас сохранила и благословила в день Успения Своего и во все дни живота нашего. Аминь.

// Иеромонах Константин (Симон), насельник Высоко-Петровского монастыря. Проповедь в праздник Успения Пресвятой Богородицы, произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом, домовой церкви Российского православного университета.