Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, в Евангельском чтении мы слышали рассказ о чудесном улове рыбы. Однажды, когда народ теснился ко Христу, чтобы слышать слово Божие, он стоял у озера Генисаретского и увидел две лодки, стоящие на озере, а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в лодку, которая была Симонова, Он просит отплыть несколько от берега, проповедует, и потом в благодарность за то, что Симон так принимает Его, говорит: “Забрось сети справа от корабля”. И Симон, который был человеком благочестивым, отвечает Христу очень уважительно. Он говорит: “Наставник, мы всю ночь ловили и ничего не поймали, но ты просишь и я сделаю это.” Для нас это может показаться странным, и даже нелепым, ведь они всю ночь ловили и ничего не поймали и почему нельзя поймать днем? Но такова была особенность рыбной ловли в то время, таковы были сети: они были крупные, грубые, и ловили на них обычно ночью, а поймать что-то днем, не поймав что-то ночью, казалось практически невозможным.

Что же тогда такое согласие Петра? Это некоторая дань уважения, что, Наставник, если ты так просишь, хорошо, я так сделаю. Как часто мы делаем нечто, о чем нас просит Бог из уважения, исходя из традиции, из-за того, что так делать принято? И вот он говорит, что да, Господи, я, может и не вижу в этом смысла особенного, но да, я это сделаю.

Петр получает огромный улов рыбы, его сети рвутся, и он просит, чтобы другие рыбаки, его друзья подплыли ближе к его лодке и помогли ему эти сети достать. Надо сказать, что Петр был в ужасе, потому что он такого не ожидал. Он ожидал, что он забросит, ничего не поймает, но окажет уважение Проповеднику. Оказывается, что с Богом такие вещи не проходят, Бог ждет от нас не уважения просто. Уважение очень важно, ведь оно значит, что мы обращаем внимание на другого человека, мы рассчитываем на него, это очень правильно, но Бог требует более глубоких отношений, вот в чем дело. Бог требует не просто уважения, а большего. Он требует веры, Он требует любви.

Вот для Петра этот улов необычаен и он говорит: “Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешен”. Потому что он чувствует, что на большее в ответ к Богу он не готов. Самое интересное происходит дальше, потому что Христос говорит ему: “не бойся, отныне ты будешь ловцом человеков”.

Посмотрим еще раз на эту ситуацию, что происходит? Петр — благочестивый человек, но он явно не хочет этого страшного, забирающего всего в себя присутствия, потому что оказать уважение, это значит сказать: “я про тебя не забыл, я тебя учел”. Люди часто делают вид, когда живут между собой, что они друг друга не замечают. Мы практически не замечаем людей, которые рядом, особенно если это просто какие-то люди. Все мы имеем опыт, когда в общественном транспорте кто-то сидит и делает вид, что никто рядом не стоит, никакая пожилая женщина, ни беременная, ни еще кто-то. Или тебя нет, или ты просто функция. Ты продаешь, принимаешь товары или делаешь что-то еще. Уважение — это очень много. Мы этим показываем, что да, я тебя вижу, но Бог требует другого. Он требует от тебя всего, Он требует, чтобы ты действительно в Него поверил. И вот Петр к этому не готов. И, казалось бы, если бы Христос сказал ему: “Ладно”, и, наверное, Петр бы не расстроился этому, если бы дальше всего этого не произошло. Если бы Христос вышел бы, то это было бы как камень с плеч, потому что вот это присутствие, которое от тебя требует, оно ушло и ты можешь дальше жить, уважать  того, кого ты хочешь уважать, кого хочешь — не замечать, но никому не отдавать своей жизни, ведь она же твоя, и ты можешь жить так, как ты хочешь жить, а здесь приходит другой и ты чувствуешь, что Он всю ее заберет. И тебе этого очень не хочется.

Удивительное сегодняшнее чтение показывает как замечательно, что Бог нам иногда отказывает. Мы привыкли Бога благодарить за то, что Он нам дает, за то, что он нас слышит, за то, что он нам не отказывает. Задумайтесь, вы хоть раз в жизни благодарили Бога за то, что он нам отказал, за то, что он нас не услышал? А ведь это очень важно. Когда мы говорим: “Господи, это замечательно, что ты нас не услышал, потому что я плохой вещи хотел. Может быть я не хотел убийства или смерти, но я хотел явно неправильного, того, что привело бы меня не в то место, которое мне нужно, и Ты отказал мне, и теперь я понимаю, что это очень правильно”.

Любой человек, который имеет опыт отношения с маленькими детьми понимает, что ребенок далеко не сразу учится распознавать что есть правильное, а что неправильное. Далеко не сразу ребенок учится понимать, что ему на самом деле нужно, а что не нужно, а что на самом деле опасно. Если бы все время слушали ребенка, то, наверное, он бы мог погибнуть в раннем детстве, с большинством детей так бы и происходило бы, но как взрослые, мы ограждаем детей от чего-то. И, наоборот, к чему-то их призываем, к чему они, наверное, сами бы никогда не пришли бы. 

Мы очень часто говорим о свободе, которую нам дает Бог. Очень хорошо, что иногда он ее не учитывает. Иногда он смотрит на нас, как на детей и говорит, мол нет, здесь надо поступить по-другому. Он говорит: “Не бойся. Ты хочешь другого, чего-то своего, а Я тебя веду к тому, чего ты пока не хочешь, но ты не бойся, будет лучше чем то, чего ты хочешь, чем то, к чему ты стремишься”. И вот научится принимать с доверием Божий отказ, гораздо больше, чем просто говорить спасибо за то, что Он просто исполнил твою просьбу. Мы часто не благодарим за то, чего мы просим, и Он исполняет. Но войти в замысел Божий, довериться Ему там, где не наша воля совершается, а Его, это и значит встать на путь ученичества. На такой путь и становится Петр. Поэтому он дальше получает такие дары. Именно потому, что он не пошел за своим, но пошел за Божиим, потому что он не побоялся, но доверился Ему. Аминь.


// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена по окончании Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, 11 октября 2020 г.