«Бог любит не подконтрольно, не по заказу, не по расписанию, и мы, находясь с Ним в Завете, должны любить так же»

В жизни каждого из нас встречаются проблемы, и каждый считает, что его проблемы настоящие, а у кого-то, может быть, они проще. И даже в разном возрасте эти проблемы воспринимаются по-разному. Ребёнок начинает плакать и ощущать проблемы в своей жизни с очень раннего возраста. Когда на него смотрят те, кто старше, они понимают, что всё это мелочи. А когда взрослые смотрят на проблемы подростков и школьников, они тоже воспринимают их как что-то не очень серьёзно. Ну а умирающий человек, глядя на наши проблемы, понимает, что они вообще не очень серьёзные, потому что перед ним сама смерть стоит.

Конечно, все эти проблемы по нашим ощущениям относительны. По крайней мере, мы все очень по-разному их переживаем. И, естественно, что такие же проблемы со здоровьем, с личной жизнью или с государством были во времена Христа. Но можно думать, что эти проблемы и есть настоящее содержание твоей жизни, и надо их решать. И человек бывает буквально раздавлен какими-то вещами. Бывает наоборот, когда человек понимает, что Бог присутствует в его жизни, что Бог всем управляет, что всё происходит по Его благой воле, и когда человек воспринимает даже тяжёлые проблемы по-другому – он воспринимает их как данные ему для чего-то или из-за чего-то. Но в любом случае он имеет возможность осмыслить их. А когда проблема, когда немощь осмыслена, она уже гораздо легче переносится, чем, например, бессмысленная боль.

И, конечно же, современники Христа, люди верующие, люди завета, люди, которые жили в завете с Богом. Они знали, что Бог ведёт их, Он сохраняет их, Он спасает их. И, конечно же, мы сегодня, когда смотрим на проблемы нашей жизни, должны жить в ощущении, что раз мы в завете, значит, Бог не отвернулся, значит Он не отсутствует, значит Он не ушёл куда-то далеко. Значит то, что происходит, под Его контролем. В сегодняшнем чтении мы слышим исполнение тех слов, которые Христос прочитал ещё в начале Евангелия от Луки, когда Он пришёл в синагогу Назарета и открыл книгу пророка Исайи. Он прочитал, что Он пришёл для того, чтобы освобождать плененных, исцелять сокрушенных сердцем. Его исцеляющее присутствие всё время наблюдается нами в Священном Писании. И сегодня мы видим, как Он исцеляет согбенную женщину, которая была согнутой и не могла разогнуться.

Интересно, что исцеления всегда такие разные. Кто-то подходит и просит исцеления, кто-то просит помилования, за кого-то другого просят. Вот женщина, которая просто пришла в синагогу. Мы не знаем, ждала ли она там Христа, пришла ли она туда специально. Но она не просит ничего от Христа. Он просто видит её в народе. Как будто бы она пришла просто так. И может быть, так и было. И Он сам вызывает её и говорит: «Женщина, прощаются тебе грехи твои, и ты исцеляешься». И конечно из этой истории видно, как неожиданно нас иногда настигает любовь Божия. Когда Бог любит нас, и мы порой не ожидаем, не заслуживаем, а Его присутствие исцеляющее, преображающее приходит вне зависимости от нашей просьбы. Вне зависимости от нашего ожидания. И это означает как раз, что Бог, конечно же, слышит наши просьбы, но ориентируется на нечто другое. Не только на наши просьбы. Он ориентируется на целесообразность. Ориентируется на то, что для нас полезно. И любовь Божия, Его милость не может нами контролироваться. Начальник синагоги говорит вещь странную, даже немного курьёзную. Конечно, он не дерзнул обращаться ко Христу. Он обращается к пришедшим и говорит: «Есть другие дни приходить исцеляться». Приходите в другие дни исцеляйтесь, в субботу нечего приходить. Как будто бы исцеление происходит по расписанию. Как будто можно прийти и исцелиться по заказанному. Но ему просто нечего сказать больше, потому что его, конечно, очень сильно раздражало то, что делал Христос, и он был очень сильно возмущён. И при этом он ничего не мог с Ним сделать.

Конечно же, эта история про каждого из нас. Нам бы такую возможность распоряжаться Божией милостью, и одному её давать, другому не давать. Чтобы мы могли сказать: «Господи, помоги и исцели», и это произошло. Но этого не происходит. И неподконтрольность Божьей любви нам, на самом деле, учит нас только одному – мы должны не только любить, как Бог любит. Бог любит не подконтрольно. Бог любит не по заказу, не по расписанию. Он любит, и тогда, когда это необходимо, эта любовь проявляется во всей своей полноте. Это означает, что мы должны любить так же бесконтрольно, не по какому-то сценарию, не потому, что так вынуждают нас обстоятельства. А потому, что Бог любит, и мы, как те, которые находимся в завете с Ним, должны так же любить. Апостол Павел неслучайно в своём послании говорит: «Братия, укрепляйтесь в Господа и могуществом силы Его». Могущество Его силы, которое присутствует в нашей жизни, его чувствовали люди Ветхого завета. Не все, конечно же. Многие возмущались, стенали, уходили к другим богам, пытались как-то по-иному жить. Но если мы посмотрим на пророков, они как раз жили ощущением, что Бог никогда никуда не уходит, что Он всегда с нами и что жизнь идёт, потому что Он её так ведёт.

Для этого, в первую очередь, нужно облечься в любовь Божию. В Его милосердие, в верность Ему, в ощущение того, что Он рядом, что Он никогда не оставит. И тогда, конечно же, мы сможем быть проводниками Божьего присутствия в мире. Потому что в итоге, к чему нас призывает сегодня апостол Павел? К тому, чтоб мы стали такими проводниками. К тому, чтобы мы явили Божию любовь в мире. И он говорит, почему это так важно. Потому что обычные люди воюют против плоти и крови. Люди воюют против конкретных людей. Им не нравятся конкретные поступки. Не нравится интонация. Не нравится чужая хитрость, чужое двоедушие, лицемерие. Но если мы поймём, что наша брань не против крови и плоти, не против человека, а против греха, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесной, мы поймём, что, конечно же, мы должны восставать против греха, но людей, которые вокруг нас, мы должны любить. И любить не потому, что какие-то обстоятельства сложились, а потому что Бог вот так любит. Он в ещё большей степени, чем мы, ненавидит грех, потому что мы иногда можем грех любить. Если наш грех совпадает с чьим-то другим грехом и мы, можно сказать, в чём-то сошлись, мы очень даже можем любить чужой грех. А Бог вообще ненавидит грех. При этом мы можем не любить человека, а Бог всегда его любит. И вот этому мы должны научиться. Это и показывает сегодняшнее Евангельское, апостольское чтение — преизобилующую любовь Божию, притом, что мы ненавидим грех и ненавидим болезни. Дай Бог нам, братья и сестры, каждому в свою меру явиться светочем Божьей любви и Божьего милосердия в мире. Аминь.

Из проповеди иерея Стефана Домусчи.