«Божественная благодать изобильна. Её так много, что до Христа можно дотронуться буквально и исцелиться, если ты к этому стремишься».

Сегодня, братья и сестры, мы слышали рассказ об исцелении дочери Иаира и об исцелении кровоточивой жены.

Почему-то эти два чуда поставлены рядом. Но меня удивляет другое –исцеление кровоточивой жены то вот совершается практически походя. Совершается так, как будто бы никто не замечает даже поначалу, что оно происходит. И мне кажется, что два чуда в одном и том же чтении говорят об одной очень важной вещи. Они говорят о преизобилии благодати Божией в мире. Не просто, что есть запрос, и есть на него Божий ответ. А божественная благодать изобильна. Её так много, что до Христа можно дотронуться буквально, и ты уже исцеляешься, если ты к этому стремишься.

В этом смысле, сегодняшнее апостольское чтение, которое кажется таким возвышенным, таким духовным, оно тоже об этом. Апостол пишет, что Господь разрушил стену, разрушил преграду, соединил людей в одно целое. Но самое главное, что Он сделал – в одном теле Он примирил нас с Богом посредством Креста и убил вражду на этом Кресте. И теперь нет дальних и близких, потому что дальние и близкие через Него имеют доступ к Отцу в одном Духе. Непосредственное присутствие Божие в мире, которое явлено в сегодняшнем чтении евангельском, не просто присутствие, будто бы Он есть и всё. А активное присутствие. Динамичное присутствие. Неслучайно для еврейского миросозерцания, для миросозерцания ветхого завета главной характеристикой Бога было то, что Он живой. Бог живой, и Он динамично, активно присутствует в мире. Его не мало. И благодати Его не мало. Для всех хватает милости Божией, Его присутствия, Его расположенности. Не только для своих. Для дальних и для ближних.

«Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Потому что вы утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:19-21). Христос в основании Церкви. И основываясь на нём, мы, разные совершенно люди, объединяемся в одно стройное церковное здание. И может показаться, что эта стройность зависит от главного краеугольного камня, который лежит в основании Церкви. Но это не совсем так. Апостол говорит: «Всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:21-22). Это «устрояетесь» — с одной стороны, как будто бы нас устрояет Господь, но с другой — мы сами участвуем в этом устроении. И в сегодняшнем Евангелии мы тоже это видим.

Когда кровоточивая жена коснулась Христа, Он не сказал ей: «Я тебя исцелил». Он сказал: «Вера твоя тебя исцелила». И когда Иаир был в совершенном ужасе от того, что его дочь умерла, Христос не сказал: «Я рядом, и поэтому у тебя и у твоей дочери всё будет хорошо». Он сказал: «Вера». Это показывает, что при всей изобильности божественной благодати, при всём Его присутствии, самом сильном, самом благодатном, без нас ничего не может совершиться. И поэтому есть краеугольный камень во главе, в основании общины, в основании Церкви. Есть Дух святой. Есть любовь Божия, которая делает нас всех, дальних и близких, одним. И в то же время «вы устрояетесь» в здание духовное, жилище Божие Духом. Духом Святым и собственными усилиями.

При всём желании, при всём активном присутствии Божием в мире, Он не может спасти нас без нас. Кажется, это такая банальная вещь, это так много раз уже звучало. Но когда мы зовём Его, когда мы просим, когда мы ждём Его присутствия, а это тоже очень часто в мире происходит. В самых тяжёлых ситуациях и в самых лёгких, в самых, казалось бы, незначительных, над которыми другой бы посмеялся, человек может чувствовать нужду в присутствии Божием. Чувствовать желание, чтобы Он проявился в мире. И в то же время, человек не должен забывать, что Бог очень хочет проявиться в его жизни, но тот должен дать Ему место. Он должен дать Ему эту возможность. И человек делает это, конечно же, верой, тем, что открывает Богу свою жизнь. Мы очень часто к Богу обращаемся с просьбами, ждём от Него чего-то, иногда обижаемся, иногда возмущаемся, на то, что Бог не присутствует в нашей жизни так, как мы бы этого хотели. Но надо помнить, что очень многое зависит от нас и от того, а позволяем ли мы Ему действительно в нашей жизни присутствовать так, как Он этого хочет, а не так как мы от Него этого ждём.

Это очень важно. Для этого нужна мудрость. Для этого нужна решимость. Потому что присутствие Божие такое, каким мы его хотим увидеть, оно для нас всегда радостное. Оно для нас всегда исполнение наших желаний. А присутствие Божие такое, как бы Он хотел присутствовать в нашей жизни, бывает для нас в тягость. Иногда бывает для нас новым, а иногда бывает для нас неожиданным, тяжёлым, крестом или радостью. Поэтому сказать Богу: «Да будет воля Твоя» — это значит сказать: «Господи, Ты очень хочешь в моей жизни присутствовать, и я вместе с Тобою хочу принять Твою волю, а не просто, чтобы ты присутствовал, как официант, который исполняет мои желания и мои просьбы. Я хочу, чтобы моя воля стала вместе с Твоей, а не просто ожидать, что Твоя воля исполняла бы мою».

Эта мысль, которая звучит в сегодняшнем тексте, должна быть нами усвоена. Когда мы положимся на волю Божию, тогда мы перестанем унывать, переживать, нервничать. Сегодня люди очень беспокоятся о том, что не всё от них зависит. Они хотят контролировать всё больше и больше. Но не надо забывать, что всё контролирует Бог. И мы просто можем отдать это в Его руки. И просить Его только о том, чтобы нам суметь разглядеть Его волю, и стать Его соработниками в этом мире.

Из воскресной проповеди иерея Стефана Домусчи.