Сейчас мы слышали историю о согбенноей женщине, которая была больна в течение 18 лет. Она пришла в синагогу, где находился Христос. Он, увидев ее, подозвал и сказал ей : «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего» и, возложив на нее руки, исцелил ее. И она тотчас выпрямилась и славила Бога. Начальник синагоги возмутился, но не посмел сделать замечание Христу и с негодованием обратился к находящимся в синагоге иудеям, зачем они приходят исцеляться в субботний день, когда можно это сделать в любой другой день. Очевидно, что начальник синагоги лукавил. Обычно в другие дни в синагоге было значительно меньше верующих и вероятность встречи со Христом была очень малой. Эта женщина не искала никакого исцеления, она ходила согнутой в течение 18 лет и давно уже потеряла надежду на исцеление.

Христос Сам подзывает ее. То, что говорит Христос, противоположно словам начальника синагоги. Для начальника синагоги зло мира существует в порядке вещей. Он привык к боли мира и смирился с этим, как нормой жизни. В синагогу приходили разные люди: здоровые и больные, богатые и бедные, молодые и старые. Они слушали Писание и расходились по домам, жизнь шла своим чередом. Христос не соглашается со злом этого мира. Может быть, у больной женщины и была какая-то надежда на исцеление, но мы видим, что Христос первым проявляет инициативу. Он не принимает зло мира как что-то естественное и борется с ним. В течение всей Своей жизни Христос пытался исправить мир, восстановить правду Божию. Начальник синагоги напоминает людям, что суббота — это время покоя, когда нельзя совершать никакую работу. Но, тем не менее, в субботу иудеи были вынуждены что-то делать: если кто-то был смертельно болен, то его спасали; когда животное падало в колодец, его доставали, или когда скот изнемогал от жажды, его поили. Почему же они не разрешали исцелять человека в субботу? Потому что какие-то вещи они считали неизбежными, некоторые ситуации им казались непреодолимыми, и они с ними смирялись. В другом месте Писания Христос в субботу обращается к иудеям: «Почему в себе вы не рассуждаете, чему должно быть?», то есть Он спрашивает их, почему они не задумываются о том, что можно сделать, чтобы исправить неправду, почему они соглашаются с искаженным состоянием мира, с теми правилами жизни, которые предлагает им мир. Если бы их сердце было открыто добру, то они бы осознали, что борьба со злом в мире так же не терпит отлагательств, как и утоление жажды умирающего животного или помощь смертельно больному человеку. Нельзя говорить, что ты что-то сделаешь завтра, если это можно сделать сегодня, оправдываясь, что сегодня неподходящий день, или, надеясь на то, что кто-то другой сделает это вместо тебя.

Для исправления зла в мире не может быть удобного времени и удобного места. Христос говорит: «Будьте мудры как змеи и кротки как голуби». И апостол Павел пишет: «Наблюдайте за временем, ибо дни лукавы». Конечно, наши поступки должны соответствовать обстоятельствам. Но всякий раз мы должны обращаться к сердцу и помнить, что, если мы сталкиваемся с ситуацией неправды или боли, мы не должны искать другого времени или места, а как Христос проявлять первыми инициативу в борьбе со злом в творении добрых дел.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Евангелие Лк 13:10-17, 12 декабря 2020 г.