Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, на утрене мы слышали Евангельское чтение, которое не было непосредственно посвящено Христу и Его распятию. Но в то же время, мы слышим очень важные для нас слова, которые Христос произносит в преддверии этого события. Он не просто показывает нам, что Он сделал для нас через крестную смерть, но скорее показывает нам, как мы должны себя вести в такой же ситуации. По крайней мере многие отцы видели в Его словах, которые Он дальше произнесет, пример того, чтобы мы поступали также, как поступает Он. 

Чтобы понять тяжесть всей ситуации и пережить на себе ощущения Христа, насколько это возможно, надо представить себе, что эти события происходит уже после входа Господня в Иерусалим. Люди вокруг ликуют, а фарисеи злятся, возмущаются и ищут возможности убить Господа. И вот в город приходят люди, которые узнав, что Он здесь, ищут Его и подходят к Филиппу и просят его, чтобы он устроил им встречу. Филипп приходит и говорит об этом. И вот Христос говорит дальше о том, что теперь Сын Человеческий будет прославлен. Нам может показаться, что речь идет о славе простой, человеческой. На самом деле, из дальнейших слов понятно, что слава для Христа — это во-первых всегда слава Божия, во-вторых слава торжествующей силы Крестной.

И вот Христос говорит: «Отче, прославь имя Твое» и тогда слышится с Неба голос: ”прославлю и еще прославлю”. Народ, стоявший и слышавший это, говорил, что это гром, другие говорили, что это ангел говорит Ему. Но Иисус отвечает на это: “не для Меня был этот голос, но для народа. Ныне князь мира сего будет изгнан вон и когда вознесен буду Я от земли всех привлеку к Себе”. Это говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет. Народ отвечал ему: “Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек, как же ты говоришь, что должно быть вознесено Сыну Человеческому, кто этот Сын Человеческий?”. Тогда Иисус говорит им: “ Еще на малое время Свет есть с вами. Ходите, пока есть Свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает куда идет, доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света”.

Итак, Христос переживает внутреннее томление, смущение по человечеству, потому что приближается время Его страданий. Приходят люди, ищут того, чтобы с Ним встретиться, чтобы увидеться с Ним, и Он задумывается о том, что такое слава в человеческом обществе, что такое слава для простых людей и говорит нам о том, что есть слава на самом деле и к какой славе Он стремится. 

Перед Ним страдания, они вот-вот наступят. Он по человечеству своему не желает смерти, потому что не несет в Себе тления греховного, не несет в себе склонности ко греху, и смерть для него чужда, т.е. он может умереть, но она для него противоестественна. И как здоровый человек, в отличнии от нас, больных, Христос не желает смерти. Он понимает, что эта смерть неизбежна. Но что тогда говорит Он? “Отче, прославь Имя Твое”.

Если сравнить эти слова с предыдущим стихом: “Отче, избавь Меня от этого часа”. Можем представить, что Христос говорит, Отче, мне этот час не нужен, убери его от Меня”. Многие современные библеисты утверждают, что здесь в греческом другой смысл: “Отче, избавь меня…” не от ЭТОГО часа, а ИЗ этого часа. То есть “Я буду в этом часе, и я буду в этих страданиях, и избавь Меня не от них, а из них”. И тогда становится понятным, что означает “Отче, прославь Имя Твое”. То есть да, крестные страдания будут, но так как Я Твой Сын, так как Я иду по Твоей воле, помните, как Он в гефсиманском молении говорил: “ Да будет не Моя воля, но Твоя”. И вот потому что Я иду по написанному, иду, совершаю Твою волю, Я верю, что ты прославишь имя Твое, то есть, Он говорит:  «Что Ты сделаешь? Ты воскресишь меня, т.е. ты не дашь праведному Твоему увидеть тление». То есть по-человеческому, Христос не желает увидеть смерти, но в то же время понимает, что впереди будет Воскресение и будет прославление имени Божьего. Если мы вспомним, где еще слышим, что прославили имя Бога, когда Христос творит чудеса, окружающие его люди прославляют Бога, видя чудеса и славу Его. И поэтому Отец отвечает Ему и говорит: “Уже прославил и еще прославлю”. Тем самым как бы поддерживая Его. 

И далее Христос говорит очень важные слова: “Когда Я буду вознесен от земли, тогда Я всех привлеку к Себе”. И народ смущается. Потому что это одно из указаний перед народом, что что-то пойдет не так, не так, как народ ожидает. Представим, о чем они думают: «Как же мы слышали, что Мессия пребывает вовек, что победа окончательная, а Ты говоришь, что Сыну человеческому надо быть вознесенному, тогда кто этот Сын? Здесь вопрос какой звучит? Если Ему надо быть вознесенным, значит Он не Мессия, и Ты кто тогда? Если Мессия пребывает вовек, а Ты называешь себя Сыном человеческим, и Ты собираешься вознестись, что тогда происходит? Кого мы только что встречали и постилали одежды?». Что интересно, Христос на это не отвечает. Почему не отвечает? Потому что они не услышали Его. Вот Он до этого сказал, что ныне суд мира сего, и князь мира сего изгнан будет вон. То есть дело сатаны погибнет сегодня. Торжество зла в мире будет изгнано сегодня, а Его не услышали. И Он не отвечает, он говорит им дальше, «еще мало в вас света, ходите пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма». То есть вы судите еще по законам этого мира. А к вам пришел Свет, чтобы вы, наконец, стали видеть вещи такими, какие они есть. Вот, вы видите Мессию, как политического лидера. Это восприятие Мессии по закону этого мира. А Мессия пришел, чтобы не жить по закону этого мира, но чтобы упразднить закон этого мира. Упразднить дела тьмы, дела дьявола. И Он дальше поясняет, “… чтобы не объяла вас тьма, потому что ходящий во тьме не знает, куда идет”. То есть если вы будете судить обо мне, или вообще о всей жизни по законам падшего мира, вы тогда не будете знать волю Божию и вообще всего. Преподобный Максим Исповедник удивительно говорил об этом: «Знающий тайну Креста и гроба, знает смысл всех вещей, познавший тайну Воскресения, познает тайну, для чего Бог сотворил все». И вот эти все иудеи, которые окружают Христа, не знают тайну Креста и гроба. Они думают: «Если Ты собрался уходить, то тогда кто Мессия. Нам нужен Мессия, мы кого встречали?». И вот Он говорит им, что они должны ходить во свете:  “доколе с вами свет, веруйте в свет и сынами Света будете” То есть если вы в жизни будете ориентироваться не на правило этого мира, а на правду Божию.

Трубецкой писал, что «правда о Боге и правда о Христе должна быть для нас более явной и реальной, чем сам мир». Вот есть правила мира и он очень реален и с этим со всем не поспоришь. Христос жил 2000 лет назад, умер, воскрес, вознесся. Для кого-то это очевидно, кто-то смущается и говорит, ну был ли он вообще, тем более воскресал ли, тем более вознесся ли и вообще, что это все было? Вот реальность передо мной, вот все мои проблемы передо мной, а Христос где-то там. Так вот Христос и воля Бога должны быть для нас здесь и сейчас и тогда, ориентируясь на Бога, на Его волю, на свет, мы внешне проиграем, но потом победим. Христос потому и говорит, когда Я вознесусь, но всех привлеку к себе. То есть в итоге правда Божия восторжествует, и я из мира зла возьму всех в свой мир, потому что правда Божия в итоге победит. Слова: “Отче, прославь имя Твое”, Он говорит в самый тяжелый для себя момент. Он воскресил Лазаря, толпа пришла на это посмотреть, и были люди, которые искали Лазаря, чтобы убить его, чтобы уничтожить память о Христе. И вот, когда мы попадаем в тяжелую ситуацию, когда нам бывает очень и очень плохо, мы должны не столько говорить, Господи мне, а мы должны говорить, Господи, прославь имя Твое. То есть пусть Твоя воля в итоге проявится. Какой она будет? Может мне надо будет пройти через тяжелые испытания, но я знаю, что у Тебя все под контролем, я знаю, что в итоге Ты ведешь меня к победе. Я ищу не своего, а Твоего, Твоей славы. И вот слава Божия, победа Божия должна быть главным нашим ориентиром, и будем смотреть на крест Христов и понимать, что он не знамя поражения, но знамя победы, аминь.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена по окончании Всенощного бдения в храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом в праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня 27 сентября 2020 г.