Сегодня мы слышали в качестве апостольского чтения отрывок из Послания к Ефессянам. Это послание Апостол пишет, будучи узником. Он никогда не остается один, потому за ним постоянно наблюдает стражник. Смотря на его военное облачение, Апостол задумывается над тем, что христиане – это тоже воины, но воины Христовы. Интересно, что воином Христовым человек становится еще до того, как он принимает Крещение. В молитвах, читаемых над оглашаемыми, и в молитве изгнания злых духов перед Крещением, человек, который крестится, уже называется воином Христа Бога нашего. Верующий, вступая на путь христианской жизни, включается в духовную, нравственную войну. Дело не только в интеллектуальных тонкостях христианского вероучения. Оглашаемые приобретают навыки христианской жизни в течение трех лет, потом сорок дней они входят в христианское вероучение и неделю знакомятся с догматикой. Почему первый период оглашения такой длительный по сравнению с двумя другими? Потому что гораздо сложнее преодолеть духовные и нравственные проблемы, чем принять интеллектуальную парадигму. Апостол говорит о том, что человек, начиная христианскую жизнь, вступает на путь войны. Но прежде всего воевать он будет с самим собой, а потом уже и со злом мира и принципами, на которых строится жизнь мира, а также и с духами, стоящими за этими принципами. Апостол пишет: «И наконец, братья, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Он смотрит на воина, охраняющего его в узах, и задумывается над тем, что делает сильным этого человека. Воин черпает силу в уверенности, что он защищает империю от преступников и врагов, то есть чувство правды делает человека сильнее. Ощущение, что, встав на путь нравственной жизни, ты совершаешь правое дело, вместе с Богом, а не против Него, должно поддерживать человека. Никакая война не бывает легкой! Человеку, избравшему этот путь, будет противостоять весь мир. Мне рассказывали, как в начале 90 годов один человек увлекался разными религиозными практиками. Как-то он прочитал такое высказывание, что все религии одинаковы. И тогда он решил никуда не ехать далеко, чтобы лучше узнать интересующую его традицию, а просто зайти в ближайший храм. Это было время Великого поста. Войдя в храм, он увидел длинную очередь на причастие, встал и причастился, и пережил необычайно благодатное состояние. Он побежал домой и стал перелистывать литературу, чтобы понять какого уровня духовности он достиг с точки зрения той традиции, которой был увлечен. И вдруг он понял, что разные традиции невозможно совместить. Впоследствии он стал христианином, но его христианский путь был непростым, потому что прежние духовные силы не отпускали его так легко. Человек, который рассказывал мне эту историю, видел мозоли от четок на его руках.

Апостол Павел понимает, что пока человек живет обычной жизнью, его никто не беспокоит. Ты живешь, как все, а мир лежит во зле, но тебя это не задевает. Но когда ты пытаешься жить иначе, то сразу начинаешь действовать против законов, по которым живет мир. Ты стремишься жить по законам Божьим, но мир-то живет по-другому. Именно поэтому и Христос умер, и апостолы последовали Ему. У христианина не будет легкой жизни, даже если он будет жить по Божьим заповедям, потому что состояние мира совсем иное — мир лежит во зле.

Апостол призывает: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти». Давайте задумаемся, против чего мы боремся. Кто нас раздражает, вызывает наш гнев, с кем мы ищем примирения? Это, прежде всего, люди. Иногда одинокие пожилые люди, которые почти все время сидят дома, придя на исповедь, говорят, что грехов у них нет, потому что они ни с кем не общаются. Оказывается, чем больше мы общаемся, тем больше у нас раздражителей. Вокруг нас много людей, и все что-то делают не так, то есть к греху нас подвигают в большей степени люди, с которыми мы сталкиваемся. Но, конечно, мы должны понимать, что это мы сами поддаемся греху. Апостол Павел говорит: «…наша брань не против крови и плоти», то есть не против людей, и поэтому все негативные чувства мы должны испытывать не к людям, а совсем к другим вещам. Наша брань должна быть не против человека, а «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Конечно, наша брань может относиться не только к людям, но и к власти богатства, силы, тщеславия и прочим грехам, царящим в мире. Иногда человек отчаивается, что он не такой, каким хотел бы быть. Во власти чего он находится? Во власти коллективного представления, что человек должен быть успешным. Нам приходится бороться против духовных проблем.

Апостол говорит: «Для этого примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять». Мы должны быть готовы встретить искушение, которое может прийти совсем неожиданно, чтобы оно не застало нас врасплох. Воин проходит подготовку во все время службы, потому что когда наступит война, он должен быть готов к ней. Наша верность Христу проверяется не каждый день, не каждую неделю, но когда этот момент наступает, мы должны быть готовы. Апостол говорит, чтобы мы были готовы все время, чтобы в день злой могли противостать и устоять. Он пишет: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности», все это является образом нашей собранности, нашей готовности дать отпор. Человек, внутренне расхлябанный, никогда не будет готов здесь и сейчас противостоять злу. Он только потом, задней мыслью, будет сокрушаться о том, что не смог сделать то, что должен был.

Далее Павел пишет: «И обув ноги в готовность благовествовать мир». О чем говорит Апостол? На первый взгляд, кажется, что речь идет только о том, что христиане должны нести благую весть, рассказывать о Христе. Но Апостол говорит о том же, о чем говорил Христос в Заповедях Блаженства: «Блаженны миротворцы». У Павла есть такие слова: «Когда вы причащаетесь, возвещаете смерть Господню», то есть, причащаясь, вы всем своим видом являете другим, что смерть Господня реальна. Так и здесь, благовествовать — значит не только рассказывать о Христе, но и всей своей жизнью преподавать людям мир, свою готовность к примирению. Мы должны быть настроены на мир, чтобы людям нравилось находиться в нашем обществе. Независимо от того, кто ты, интеллектуал или простой человек, богатый или бедный, нужно обращать внимание на то, приятно ли быть другим людям рядом с тобой. Важно благовествовать мир и жить так, чтобы людям с тобой было жить легко, стремиться к тому, чтобы они учились у тебя миру и добру.

Далее Апостол пишет: «…а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все стрелы лукавого». Легко быть настроенным на мир, когда тебя окружают миролюбивые люди, но когда вокруг тебя летят стрелы лукавого, идет постоянное нападение, очень трудно благовествовать мир. Хочется сказать, что другой начал первый. Вера, о которой говорит Апостол, это не какая-то интеллектуальная убежденность, когда ты просто принимаешь некие истины, для Павла вера – это внутреннее состояние, когда ты созвучен Богу, действуешь по Его воле. Если ты прикрылся щитом веры, внутренне собран и надеешься на Бога, тогда ты не обвинишь другого в том, что он первый начал войну. У Апостола часто встречается мысль, что христианин ответственен за ситуацию.

Заканчивает апостол Павел такими словами: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Среди военного облачения, перечисленного Апостолом, меч является единственным оружием, которым можно нанести удар. Оказывается, есть оружие, которым мы не только защищаемся, но и противостоим. Это значит, что мы можем противопоставить миру не только нашу собранность и терпение, но и идти вперед, отвоевывая территорию. И в первую очередь, таким оружием является Слово Божие. Слово Божие – это не просто книга, которая помогает нам жить. Мы должны пребывать в Слове Божием, входить в его глубину, размышлять о нем. Слово Божие – это заповедь. С заповеди начинается рассказ об Адаме и Еве, заповеди даются Моисею. Когда Христос обращается к человеку, Он почти всегда заповедает что-то. Можно встретить Евангелие, в котором слова Христа выделены красным цветом, как самое главное, чтобы было понятно, как нам жить. Если мы научимся жить по Христовым заповедям, тогда мы сможем не только защищаться, но и идти вперед, просвещать мир, нести в него Слово Божие. Дай нам Бог, братья и сестры, не забывать, что мы ведем духовную войну, и быть готовыми к ней. К своей христианской жизни нужно относиться серьезно. Однажды мне пришлось крестить военного. Когда при крещении нужно было дунуть и плюнуть на сатану, он засмеялся. Тогда я спросил его, будет ли он как военный смеяться, если начнется война. Ведь только что он плюнул на своего врага, который никогда ему этого не простит и всегда будет воевать против него. И это совсем не смешно, потому что духовная жизнь – это брань, и выбрав христианство, до Крещения мы уже становимся воинами Христовыми. Поэтому нам важно задуматься об этом и привести свою жизнь в соответствии с тем, о чем говорит апостол Павел.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Послание апостола к ефесянам 6:10-17, 13 декабря 2020 г.