Сейчас мы слышали Послание апостола Павла к Ефесянам. Апостол пишет о том, что Христос каждому из нас дал дар. Он имел такую возможность, потому что Сам воскрес и воскресил нас к новой жизни. Нельзя дать дар тому, кто не освобожден и находится в состоянии раба. Дар может принять человек, который уже больше не является рабом греха. Моисей от Бога даровал иудеям закон, но исполнить в полноте его они не могли. Павел говорит, что люди, живущие под законом, все время находятся во внутреннем конфликте, потому что человек знает, что должен делать, но в то же время видит, что у него не получается это делать. Такое противоречие является следствием того, что человек Ветхого Завета не был обновлен, чтобы начать новую жизнь.

Христос нисшел в преисподнюю земли, освободил всех и дает возможность каждому реализовать свой дар. Он поставил в Церкви одних пророками, других евангелистами, иных пастырями и учителями. Вначале апостол перечисляет людей, которые руководят общинами, они служат, проповедуют и занимаются катехизацией и образованием. Господь их поставил к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова. Люди, которые в миру осуществляют руководство над различными проектами и предприятиями, как правило, стремятся получить выгоду или прибыль для себя или для других, как-то участвовать в устройстве государства, общей жизни. Задача, стоящая перед руководителями Церкви, состоит в том, чтобы заботиться о строительстве Церкви, чтобы она реально становилась Церковью Христовой. Об этом говорит и вчерашнее чтение, которое рассказывает об отношениях Петра и Христа. Петр любит Христа дружественной любовью, но Христос ждет от него жертвенной любви и помогает ему вырасти до такой любви. И вся церковная жизнь является процессом роста, которым руководят апостолы, евангелисты, пастыри и учители, но это развитие невозможно без участия самих людей, которые тоже имеют свои дары.

Апостол Павел в других посланиях говорит о том, что все христиане призваны к созиданию Церкви, и поэтому не столь важно, насколько талантлив проповедник или руководитель. Каждый из нас должен быть внимательным к тому, как устроена Церковь, как она живет, в каком состоянии она находится сейчас. Церковь не является просто организацией, в которую мы приходим, что-то получаем и уходим. Церковь – это мы, каждый из нас.

Вчера, когда читался на утрене отрывок из Евангелия от Иоанна, я задумался над тем, что значит дружественная любовь Петра к Христу. Как сегодня мы можем относиться к Христу по-дружески, так, как мы относимся к своим друзьям? Конечно, в первую очередь, мы интересуемся жизнью наших друзей, здоровьем, их душевным и духовным состоянием. Если я отношусь к Христу, как к другу, как это может проявляться в моей жизни? И понятно, что это выражается, в первую очередь, в моем отношении к Церкви. Николай Кавасила говорит, что если ты сегодня хочешь увидеть Христа, смотри на Церковь. Церковь – это Тело Христово и Его состояние зависит от каждого из нас, от того, считаем ли мы себя Его частью, поступаем ли мы так, чтобы Церковь реально становилась Телом Христовым. Конечно, любое наше собрание «уже, но еще не» достигло Царства Небесного, мы еще находимся в пути к Царству. Оно нам уже даровано, и мы спасены, но в то же время, мы все время продолжаем стремиться к спасению. Христос в Крещении, Таинстве освящения, в Миропомазании, Таинстве Духа Святого, и в Евхаристии созидает из нас Церковь. А дальше мы Церковью становимся, мы призваны вырастать в меру Его дара, сущность которого — быть чадами Божьими. Здесь каждый понимает меру своей ответственности. Если своему другу я могу задать вопрос: «Как дела?», понимая, что часто его жизнь совсем не зависит от меня, то думая о Христе, я должен осознавать, что Его «дела» зависят от того, живу ли я по-христиански. Мы являемся членами Его Церкви, в этом и проявляется жизнь Христа на земле. Моя болезнь отражается на всем Теле Христовом и как следствие на жизни Христа. Только по своим грехам я могу перестать быть членом Его Тела. Если мы стремимся быть в Церкви, быть Телом Христовым, то и пребываем с Христом, который Сам никогда не прерывает нашей связи с Ним. Апостол Павел очень огорчался, когда в Церкви сталкивался с блудом: «Неужели ты не понимаешь, что в блуде ты становишься одним телом с блудницей и тем самым и Христа делаешь одним телом с блудницей».

Павел пишет: «…доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Конечно, здесь речь идет о нашем духовном возрастании, о том, что мы должны с себя спрашивать строго, но при этом важно не унывать. Иоанн Златоуст призывал каждый вечер перед сном вспоминать Давида, который говорил: «На ложах своих размышляй, как прошел твой день». Возрастание в полную меру возраста Христова зависит от каждого из нас.

Сегодня некоторые христиане обвиняют Церковь в разных недостатках и грехах, не понимая, что Церковь — это не какие-то другие люди, а это мы все вместе.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Послание к Ефесянам святого апостола Павла 4: 7-13, 24 января 2021 г.