«Кто я – званный или избранный?»

Сегодня, братья и сестры, вы слышали известное Евангельское чтение – Притчу о званных на брачный пир. Эта притча понятна и знакома, но интересно другое, что эта притча нарочито, специально читается в неделю праотцев – неделю перед Рождеством. И вот это чтение даже может специально переноситься с других дней, чтобы оно попало в эту самую неделю праотцев.

Обычно когда мы читаем какое-то чтение, мы понимаем, что оно связано с праздником. Но сегодняшнее чтение о званных и избранных. И по чтению выходит, что званные не пришли, а пришли те, кого не звали. Как это соотносится с праотцами? Ведь они всю жизнь были верны Богу. Кто праотцы в этой самой притче? Мы привыкли думать, чтослуги, которые созывают на брачный пир Сына, – это ангелы, Его вестники, Его посланники. Но в этой притче слуги Божии – это те, кто собирают на пир. Кто собирал на пир? Кто собирал на пир к Сыну? Кто собирал на пир к Господу? Конечно же, это и были праотцы.

Вчера на каноне мы вспоминали пророков. Мы вспоминали ветхозаветных праведников. Это были те, кто стремились к тому, чтобы пир Божий, пир Нового Завета был наполнен. И Христос как раз и зовёт на этот Свой пир. И на этом пире оказываются не те, кто должны были прийти, а те, кого Ему Самому удалось собрать. Поэтому сегодня мы вспоминаем не просто праотцев. Мы вспоминаем слуг Божиих, которые всей своей жизнью, всеми своими словами собирали полноту Божественного пира.

Но кроме этого сегодняшняя притча заставляет нас задуматься: «А кто же я – званный или избранный? И как мне стать избранным, а не просто званым?». Из самой притчи, конечно же, проще понять, как стать тем, кто откажется, потому что притча подробно говорит об этом. И оказывается, что отказаться мы можем очень просто – если наша жизнь, наши желания и цели для нас важнее, чем цели Божии, чем то, к чему Он нас зовёт. Когда мы сами оказываемся для себя важнее, чем Бог и чем Его призвание в отношении нас, это и есть отказ от Божественного пира.Но если в сегодняшней притче диалог между слугой и зваными очень краткий – слугазовёт, а они отказываются: «Извини, я купил поле/я купил волов/я женился, и мне некогда отвечать на твою просьбу, прости меня, передай хозяину, что я не приду». То для нас этот краткий евангельский диалог длится всю нашу жизнь.Божии посланники, слуги зовут нас на пир веры, зовут нас в Царствие, и наше дело –  отказаться или не отказаться. Я могу соглашаться каждым своим действием  и, напротив, отказыватьсякаждым своим действием. И тогда получается, что это притча не просто о тех, кто встал рано утром в воскресенье и пришёл на Литургию. Услышал и сказал: «Да, вот пир веры, который нам приготовил Господь, и я на него пришёл, я здесь на Литургии».

Прийти на Литургию, на самом деле, не сложно. Более того, мы знаем, что можно прийти на неё, прийти на этот пир и остаться без вне него. Апостол Павел говорит: «И оказаться недостойным». Поэтому внешняя сторона дела оказывается не настолько важной. Она, конечно же, важна, но гораздо больше значит тот выбор, который мы совершаем ежедневно. И поэтому каждое наше действие, простое и бытовое, либо отдаляет нас от этого пира, когда мы ставим себя в центр, либо, напротив, приближает нас к нему. И в таком случае, смотря на великий сонм ветхозаветных праведников, которые зовут нас на пир веры, будем стараться, чтобы каждый наш поступок, каждое наше дело в центр ставило не нас – в центр ставило Бога. Чтобы мы не оказались внешне призванными, а на самом деле не избранными. Чтобы каждое наше движение душевное и внешнее приводило нас к тому, чтобы мы оказались по-настоящему званными на этот пир.

Проповедь иерея Стефана Домусчи от 24 декабря.