«И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16:5-8).

Хотелось бы сказать несколько слов о том, как этот евангельский отрывок воспринимают библейские науки. Современные библеисты считают, что он первоначально существовал в другой форме. По их словам, евангелист Марк закончил свое Евангелие, описывая момент, когда жены пришли ко гробу и увидели, что там никого нет, а выйдя от гроба, получили наставление от Ангела. И после этого никому ничего не сказали, потому что боялись.

Как кажется современным западным исследователям, евангелист Марк поставил здесь точку. При этом для нас совершенно очевидно, что Евангелие продолжается. Можете не соглашаться внутренне, но просто представьте себе, что это правда, что евангелист Марк действительно поставил здесь точку и дальше не стал ничего описывать. Церковь при этом так или иначе продолжает это Евангелие и заканчивает его песнью о Воскресении и Вознесении Христа.

Здесь важно учитывать два момента. Во-первых, Евангелие создаётся в Церкви и создаётся Церковью. А во-вторых, апостолы жили вестью о Воскресении, жили радостью Воскресения. И даже если первоначально евангелист Марк закончил свое Евангелие как-то иначе, потом Евангелие оказалось все равно недописанным, несмотря на то, что, как казалось, текст был уже закончен. Несмотря на все спорные моменты, весть о Воскресении торжествует. И почему они думают, что это Евангелие, этот отрывок дописан? Почему они думают, что меняется язык, меняется сам Евангельский ритм повествования, что он становится конспективным и кратким? «Потом пришла Мария ко гробу, потом пошли в деревню другие два апостола, потом произошло это, а потом вообще Господь вознесся на небо и сел одесную Бога?» Как будто бы кто-то после евангелиста Марка или сам евангелист дописал дальше краткий конспект того, что произошло после.

Важно ведь не только то, что именно он написал. Важно понимать: почему Церкви понадобилось закончить этот текст вестью о Воскресении. Хотя, может быть, действительно он заканчивался тем, что они вышли из гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. Но не так считает Церковь. Благая весть не может заканчиваться разговором о страхе. Благая весть не может заканчиваться просто пустым гробом. Благая весть заканчивается Воскресением и Встречей.

Представьте, что даже не обращаясь к самому сегодняшнему чтению, из разных вещей, описанных в Евангелии, мы можем смело сделать свои выводы. Если мы посмотрим на само место этого чтения, на то, почему оно появилось, то мы поймём, что весть о Воскресении торжествует вопреки каким-то очевидным факторам. Церковь все равно заканчивает благовестие именно Воскресением.

Если мы, например, проникнемся Церковным духом, духом апостольским, духом евангелистов, мы поймём, что в нашей жизни, тоже может быть торжество и очевидность совсем не радостная. Очевидность болезней, очевидность каких-то проблем: семейных, государственных – каких угодно других. И может быть, нам хотелось бы говорить все больше и больше о чем-то плохом, о чем-то грустном, о чем-то печальном. И так часто бывает. Люди встречаются друг с другом, и весь их разговор – это сплошной рассказ о личных проблемах. «Я расскажу о своих проблемах, а мне в ответ расскажут о своих», – говорят люди друг другу. Надеясь, каждый в свою очередь, на то, что расскажет со вкусом. Расскажет в первую очередь о себе. 

Кроме того, что мы не умеем радоваться, мы еще и не умеем слышать друг друга. Церковь учит нас другому. Несмотря на то, что наша жизнь действительно может быть полна этих вещей и, может быть, нам кажется, что это некоторое последнее слово о нашей жизни, что больше о ней и сказать нечего. Это неправда. Потому что Христос Воскрес, Христос Вознесся и не оставил нас.

Сегодняшнее Евангелие заканчивается тем, что апостолы дальше пошли и начали проповедовать Господа поспешествующе. Это значит, что Господь был с ними, и Он с ними вместе действовал. Он содействовал их успеху. Они проповедовали с помощью Божией и утверждали свои слова, которые были сказаны вместе со Христом.

Апостолы являли верующим знамения. Знамения – явления некоторой силы. Это не просто чудеса. Знамения – это некоторые знаки, духовные в первую очередь. Они открываются другим людям, когда мы им проповедуем. Но это все может произойти только, если верить, что радость о Воскресении Христовом не просто знамение, не история о том, что Он когда-то воскрес, а уверенность в том, что Он воскрес. И это повлияло на нашу жизнь. Если эта радость будет в нас, то мы сможем превозмочь все наши проблемы.

Можно легко устроить сплошной ужас из своей жизни. Включите телевизор и вам покажется, что кроме плохих новостей не о чем больше говорить. И, если плохого ничего не произошло, то и новостей нет. Мир действительно так устроен. Он действительно все время концентрируется на проблемах, концентрируется на зле, на бедах. Людям так легче жить. Когда другому плохо, то кажется, что у тебя не так все плохо, что у тебя, может быть, чуть-чуть лучше.

Но мы не должны быть зловестниками. Мы должны быть благовестниками. И даже если с кем-то мы делимся своими проблемами, то заканчивать разговор должны мы не страхом и ужасом, не тем, что все плохо и никакого просвета нет, а тем, что благодаря Христу, Его Воскресению и Его постоянному присутствию в нашей жизни, мы все-равно все преодолеем.

Евангелист Марк заканчивает своё повествование именно этим: «…Господу поспешствующу и слово утверждающу…» (Мк. 16:20) Это значит, что апостолы шли и с помощью Божией проповедовали, а Господь являл через них знамения. Являет ли Он знамение через нас? Это очень просто проверить. Если люди вокруг нас радуются, если людям от того, что мы рядом, легче жить, значит мы дело апостольское в мире творим. Если этого не происходит, значит нам ещё нужно над собой работать.

Дай Бог каждому из нас вот этой внутренней радости, несмотря ни на какие проблемы. Дай Бог, чтобы эта внутренняя радость преображала мир вокруг нас. Аминь.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена по окончании воскресного Всенощного бдения в храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом 12 сентября 2020 г.