“Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”

18 января, в Крещенский Сочельник, в храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом была совершена праздничная Литургия. Ее возглавил преподаватель Российского православного университета иерей Стефан Домусчи в сослужении клирика Храма под Вязом иерея Владимира Джурасса.

Сразу по окончании богослужения было совершено Великое освящение воды, после чего отец Стефан обратился к прихожанам с проповедью: “Когда Господь пришёл на Иордан, что именно Он сделал? Что происходило на Иордане? У иудеев были ритуальные омовения, которые совершались регулярно, совершались самостоятельно, и это были омовения покаяния. Омовение от временной нечистоты. Омовение тела, омовение духа, их нравственной жизни. Конечно, надо точно понимать, что Крещение, которое над нами совершает Церковь в момент вхождения в Тело Христово, оно буквально богословски не имеет отношения к тому, что сегодня мы празднуем. Это другое совсем Крещение. Другое погружение. Христос как раз пришёл и исполнил на Себе иудейское омовение. Не наше, не новозаветное. Это было омовение покаяния. Но Христу не в чем было каяться. Христос был совершенно чист от греха, был свободен. И Ему Иоанн так и говорит: «Мне у Тебя надо креститься, а не Тебе у меня». И Христос отвечает: «Сделаем это, чтобы исполнить всякую правду».

Иоанн Креститель, кстати, не должен был крестить в водах Иордана. В Иордане не совершались ритуальные омовения, потому что Иордан была нечистая река. Иордан тёк через земли язычников. И, значит, в нём уже невозможно было совершать чистые иудейские омовения. Поэтому для них, для этих омовений, обычно собирали дождевую воду. А воду Иордана не собирали. Считалось, кроме того, что она была нечистой, потому что текла через земли язычников, так ещё в ней и вся иудейская страна, которая пришла к Иоанну, все в ней омылись. И Христос приходит и омывается там же. И Отцы говорят, Он омывается не для того, чтобы Свои грехи смыть, а для того, чтобы, погрузившись в эти воды, взять на Себя все наши. Для того, чтобы стать рядом с нами. Для того, чтобы наши грехи понести…

Праздник Богоявления – это праздник снисхождения к нам Бога. Сегодня на освящении воды в Евангельском чтении говорилось, что когда Дух сходил на Христа, то небеса разверзлись. По-русски это можно было бы перевести буквально как «прорвались». Прорвались от той силы Духа Святого, которая снисходила на Христа. Эта сила Духа Святого живёт сейчас в Церкви. Она никуда не ушла. Дух Господень в Церкви живёт. Это значит, что его так же много. Она живёт и в нас, если мы стараемся подражать Христу. Будем же помнить, что этот праздник – не просто праздник освящения воды, а праздник всё большего снисхождения к нам Христа. Вошествие Его в нашу жизнь. Для того, чтобы мы вместе с Ним шли в Царствие Небесное”.