Иерей Стефан Домусчи: «Блаженни нищие духом, ибо ваше есть Царство Небесное». Как это? Они же нищие! Но в этой нищете и есть их блаженство”.

Нам часто кажется, что святой – это не то, чтобы профессия, но почти как профессия. Человек настолько специфически себя ведет, что он почти ничего светского делать не может. Главное – это его святость, то, что он постоянно думает о Боге, постоянно вспоминает о Нем, молится. Коленопреклонения, четки, особая одежда… Только сегодняшнее Евангелие показывает, что смысл вообще не в этом.
Апостолы были рыбаками, занимались совсем простыми вещами. Но они настолько были внутренне готовы к тому, чтобы Мессия пришел, они настолько ждали Его, что уточнение «Они тотчас пошли за Ним» – не случайно.

Слово «тотчас» выдает в них внутреннюю готовность, желание пойти. Они пока не реализовали его, но внутренне уже были к этому готовы. Таких людей называли «чающими утешения Израилева». Это были люди, которые ждали освобождения своего народа. Пусть они ждали его не совсем верно, путь они говорили больше о политике, чем о духе, но они ждали Мессию, ждали Христа. И эти ждущие Христа назывались в Израиле нищими. Нищими не в смысле поберушками, которые просили на хлеб, на пропитание и на другие свои нужды. Нет, нищими духовно. И если мы откроем Псалтирь, многие другие книги Ветхого завета, мы увидим там этот образ нищего, который нищ своими силами, нищ своей уверенностью, нищ каким-то самомнением. Он ждет богатства от Бога, ждет утешения от Него.

Христос говорит в Нагорной проповеди: «Блаженни нищие духом, ибо ваше есть Царство Небесное». Как это? Они же нищие! Но в этой нищете и есть их блаженство. Они не наполнили свою жизнь временным, не наполнили ее какими-то эгоистическими стремлениями. Они опустошили себя, для того, чтобы наполнить себя Богом. Они искали правду, они стремились к ней. Но эта правда – не простая человеческая справедливость, а явление правды Божией в мире.