Иерей Стефан Домусчи: “Мое спасение в моем ближнем”

Сегодня, братья и сестры, в евангельском чтении мы слышали притчу, которая традиционно называется «притча о безумном богаче». История про этого богача – это мечта каждого человека. Получить такое состояние или оказаться в таком положении, в котором ты внутренне успокоишься и скажешь себе: «Всё, эта безумная гонка за хлебом насущным может быть закончена, я могу спокойно жить, заниматься своими делами и не беспокоиться о том, что мне завтра есть. Потому что у меня будет, что поесть на завтра».

Вот такое простое человеческое успокоение, оно, конечно, на каком-то животном уровне буквально в каждом человеке присутствует. Если мы посмотрим на сегодняшний мир, мы увидим, что он в бесконечной погоне. И эту погоня, конечно, можно было бы осудить и сказать: «Это плохо, люди стремятся к потреблению». Но в самом стремлении получить некоторую основу для жизни, теперь уже после грехопадения нет ничего противоестественного. Адам и Ева выбрали не Бога в качестве основы своей жизни, а пищу. И теперь они от этой пищи рабски зависят. Они вынуждены всё время искать возможности поддержать свою жизнь. И поэтому, конечно, когда мы смотрим на этого богача, мы понимаем, что где-то в глубине души мы бы очень хотели иметь такие житницы, с которыми мы бы успокоились и занялись тем, что нам нравится, а не тем, чем мы вынуждены заниматься. Может быть, кто-нибудь мечтал, что он стал бы посещать выставки, читать литературу, которая ему интересна, общаться с друзьями. Но мы знаем, и собственно говоря, история нам очень ярко это показывает, что люди, которые получают такие излишки, могут поступать с ними по-разному.

Очень интересно, что Господь в  один момент останавливает этого богача, говоря: «Безумный, в эту ночь душу твою возьмут от тебя, кому достанется, что ты заготовил?». И здесь важно, что в словах Бога появляется вдруг образ другого человека. Состояние, в которое мы попали после грехопадения, заставляет нас думать только о себе. Поэтому у этого богача одна мысль: «Что мне сделать? Построю новые житницы и буду жить припеваючи, буду жить спокойно». Действительно, мы в глубине души часто к этому стремимся. Хотя, конечно, Господь сотворил нас для другого и к другому нас призывает. И вот образом другого, который вдруг появляется в этой притче, Бог как бы напоминает богачу, что вообще-то есть другие люди. Когда ты рассуждаешь «Что мне сделать с излишками, с избытком?», ты должен думать не только о себе, но и о других.

У тебя урожай, а у другого неурожай. У тебя есть много сил, у другого нет многих сил. Урожай независим от него. Здоровье часто не зависит от меня. Силы, какой-то внутренний запас энергии – он часто не зависит от меня. И я могу подумать: «Что мне со всем этим делать? Буду я это всё тратить на себя». Но Христос говорит: «Задумайся, а кому ты это всё оставишь, когда умрёшь? Для чего тебе этот избыток дан? Может быть, ты можешь использовать его по-другому?». Проблема богача не в том, что он богат. Есть же люди, которые умеют заниматься какими-то вещами, связанными с финансами, и даже честным тяжелым  трудом много зарабатывать. Вдруг у них появляется то, что не нужно для жизни сейчас, и у них всегда есть выбор, как этим распорядиться. У нас есть выбор. Дело не только в деньгах. Дело в здоровье, в силах, в средствах, в знаниях – во всём. Что с этим сделать? Оставить это про запас и успокоиться? Или не успокаиваться, потому что в мире такая ситуация, что в нём нет места спокойствию. Ведь спокойствие означает, что я закрыл уши, закрыл глаза и не слышу и не вижу боли этого мира, не понимаю, что есть те, кому это нужно, кому я могу помочь.

Христос не ждёт от богача какой-то чрезмерной жертвы. Будто у него есть на завтрак только, а Христос ждёт, что он и это отдаст и вообще всё потеряет. Нет, излишки хотя бы отдай. Не то, что уж пожертвовать тем, что у тебя есть насущное. Отдай излишки своих сил, своих знаний, своих умений. Отдай, помоги другому. В этом есть очень важная часть твоего нравственного, духовного пути. «Блажен тот, кто в Бога богатеет». Но что значит «в Бога богатеть»? Мы же не можем Богу эти излишки отдать. Они Богу не нужны. Но Он сказал: «Что ты сделал ближнему – то ты Мне сделал». И поэтому если я хочу в Бога богатеть, я могу в ближнего богатеть.

Моё спасение в моём ближнем. И если у меня не достаёт сил жертвовать чем-то для себя насущным, вот взять и отдать последний свой хлеб, я, по крайней мере, должен иметь в себе силы отдать излишки. Отдать то, что сегодня мне не нужно. Завтра я ещё получу. Если у меня есть силы, если у меня есть возможность заработать – я завтра получу ещё. Получив некоторый излишек и осознав, что у нас есть лишнее время, силы, деньги, еда, вещи – что угодно, мы должны спросить себя не о том, куда мне это деть (может быть, спрятать куда-нибудь на чёрный день, и когда у меня не будет, я этим воспользуюсь?) – мы должны спросить: «А в чём воля Божия? Почему мне Бог сегодня это послал? Почему сегодня у меня излишек? Чего Он ждёт от меня?». Мной должна двигать не моя выгода, не моя спокойная жизнь, а чего Бог от меня ждёт. Для чего у меня на руках оказалось больше чем мне нужно? Куда я это могу деть? Кому я это могу пожертвовать? Как я этим могу распорядиться?

Нам, к сожалению, кажется, что мы беднее, чем окружающие, что у нас меньше, чем нужно, что надо что-то запасти, но Христос не случайно после этой притчи говорит: «Не заботьтесь, потому что Бог вам всё это даст, всё это устроит». И вот когда мы думаем, что нам надо собрать побольше себе, мы тем самым просто забываем о том, что всё это – не наша заслуга. Урожай нам дан не нами самими. Он дан Богом. Бог захочет, и эти житницы пропадут, а захочет – я каждый день буду получать излишки. Потому что всё в Его воле. И если так, если я понимаю, что всё не от меня зависит, тогда я должен и себя спрашивать: чего от меня ждёт Бог? Как я должен поступить? Что я должен с этим сделать? И поэтому нужно бороться со своим желанием себе собрать побольше, чтобы какую-то основу себе создать. Речь не идёт о том, чтобы вообще ничего не иметь, но о том, чтобы не поступать как безумный богач и не стремиться к полному комфорту и спокойствию. Ведь как христианин может стремиться к комфорту и спокойствию, если рядом столько боли, столько нищеты, столько бессилия человеческого? И каждый в свою меру должен по совести рассуждать, как поступить, чтобы волю Божию реализовать? Потому что если я спрошу о воле Божией Бога, если я обращусь к нему, я и дальше всю остальную жизнь положу в Его волю. И если я положусь на Него, я не буду беспокоиться. Не только об излишках – даже о завтрашнем дне.

Из проповеди иерея Стефана Домусчи.