«Плоды Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение».

Этот перечень – замечательный маркер того, насколько благодать Божия в нас несчетна. Его можно просто для себя повесить перед глазами, думать всё время о нём и смотреть, а есть ли в моей жизни плоды от Духа Святого. Если они есть, тогда все, что я делаю – не зря всё. Если их нет, тогда надо смотреть глубже. Тогда, значит, есть проблемы. Это же не пустые слова, не формальные добродетели. Их нельзя исполнить просто, как исполняли фарисеи закон Моисеев.

Апостол Павел правильно говорит: «Даже если я себя сожгу, а любви к ближнему не имею, то я тогда просто ничего не имею». Если церковная жизнь приносит мне радость, если она меня воодушевляет, значит, Дух Святой не тщетен во мне, и Его благодать во мне не тщетна. Можно долго ходить в храм, исполнять заповеди, поститься и молиться, а мира в душе не сохранить. И тогда вся приходская жизнь внешне может быть очень красивой, а внутренне, если нет мира к братьям и сёстрам, которые стоят рядом, то где тогда работа благодати? Где тогда настоящее христианство? Если я агрессивен по отношению к другим людям, тогда значит оно тщетно, и тогда я сам просто для своего успокоения в храме стою.

Хорошо, если нет мира, и тебе что-то не нравится, то должно же быть долготерпение. Когда ты не выплёскиваешь сразу своё негодование, свою нелюбовь, а сдерживаешься, потому что понимаешь, что твое возмущение может быть ложным, оно может быть просто эгоизмом.

И вот мы смотрим на свою жизнь и понимаем, что если б мы сами её оценивали и сами в ней работали, то благодать в ней была бы тщетна всегда. Потому что мы прилагаем усилия, а всё равно любви нет. Прилагаем усилия, а благостного обращения друг ко другу нет. Предупредительности нет. Кротости нет, то есть знания своего места. И тогда какой у нас остаётся выход? Либо мы просто на эту внешнюю красоту ориентируемся и думаем, что мы хорошие христиане и спокойно себе живём, но остаемся внутри пустыми. Либо мы прикладываем свои усилия и при этом не унываем, потому что Бог есть в нашей жизни. Но мы искренне и честно должны отдавать себе отчёт в том, что именно в ней происходит. Всё время задумываясь, тщетно наше христианство или не тщетно. Есть в ней плоды Духа святого, которые мы должны приносить Богу, или их нет.

Ведь можно веру, церковность превратить в культуру. Ходить в Церковь как в клуб. Встречаться, общаться, радоваться друг другу. Но Церковь – это не клуб, Церковь – это новая жизнь. И если эта новая жизнь начнётся в нашем сердце, значит, тогда мы действуем по-настоящему. Значит, тогда мы по-настоящему христиане.