Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы слышали евангельский отрывок, который называется «Чтение недели по Просвещении». Он читается в воскресение после праздника Богоявления и Крещения Господня и начинается с таких слов: «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан был под стражу, удалился в Галилею». На первый взгляд, кажется, что Иисус, узнав об аресте Иоанна, опасаясь, что Его тоже арестуют, удалился из этих мест. По-видимому, Он вышел из Иудеи, хотя об этом ничего не говорится в Евангелии, прошел мимо Своего родного города Назарета и поселился в Капернауме, у моря в пределах Завулона и Нефалима. Пророк называет это место языческой Галилеей. Эта часть Галилеи находилась вблизи языческих народов. Может возникнуть впечатление, что Христос решил избавиться от опасности ареста. И, возможно, такой мотив присутствует, но важнее то, что Христос действует так, чтобы воля Божия о Нем свершилась в нужный момент.

С древности существует такое присловье: «Делай, что должно, и будь, что будет», то есть делай, что можешь, и полагайся на Бога, независимо от того, какой будет результат. Христиане не отрицают эту максиму, но стремятся жить по другому принципу: «Делай, что должно, но делай так, будто тебе не все равно, что будет, потому что от этого будет зависеть результат твоей деятельности». Мы должны делать то, к чему призвал нас Господь, стремиться исполнить волю Божию, но важно это делать с рассуждением, чтобы от нашей деятельности была максимальная польза. Это может проявляться в нашей ежедневной жизни, в самых обычных человеческих отношениях, а не только тогда, когда от нас требуется подвиг.

Христос в других ситуациях совершенно не боится идти на обострение конфликта, Он не боится смерти, но понимает, что для этого должно прийти время. А сейчас еще время не пришло, и Его проповедь в настоящее время важнее. Христос идет в Галилею языческую после победы над искушениями в пустыне. Именно тогда настало время выйти на служение. А арест Иоанна просто совпадает с этим событием. Конечно, арест Иоанна Крестителя является знаком того, что Предтеча оставляет свое служение, и пришло время проповеди Христа. Иисус не идет в те земли, где проповедовал Иоанн, к тем людям, которых Иоанн подготовил. Христос идет в Галилею языческую, а не в Назарет, где прошло Его детство, где Его знали и могли бы встретить с почетом, как часто встречают прославленных земляков. И тогда, возможно, Христос не сказал бы: «Нет пророка в своем отечестве». Но Господь приходит в Капернаум, Галилею языческую, и проповедует покаяние. Это было непонятно живущим там иудеям, потому что они принадлежали к народу Божьему, находящемуся в Завете с Богом. Христос проповедует людям, о которых в Евангелии сказано, что они «сидящие во тьме тени смертной». Люди, которым проповедовал Иоанн в Иудее, все вышли к нему креститься, они были готовы к этому. А иудеи, которым проповедовал Иисус, не готовы были подняться и выйти Ему на встречу. Христос выбирает трудную миссию. Это может быть для нас примером.

Нам легко проповедовать людям, которые знакомы с нами. Непросто проповедовать тем, кто действительно живет в «тени смертной» и ничего не знает о христианской жизни. Таким людям проповедовать о покаянии очень трудно. Конечно, очень важно встречаться христианам, слышать проповедь, обсуждать проблемы христианской жизни. Но если мы хотим быть учениками Христа, то наша проповедь о Христе должна быть обращена к миру, причем не только словом, но и нашей праведной жизнью. Конечно, очень сложно проповедовать людям, которые ничего не знают о Христе и живут по другим законам, когда нечестность, соперничество, поиск своей выгоды являются обычным делом. Но мы призваны идти за Учителем и действовать так, как это делал Он. Аминь.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Евангелие от Матфея 4: 12-17., 24 января 2021 г.