Сегодня в честь памяти новомучеников и исповедников российских Церковь предлагает чтение из Послания к Римлянам. Это чтение удивительно по своей силе и эмоциональной наполненности, но понимание этого текста может быть очень разным. Что значат слова: «Кто может отлучить нас от любви Божией?» В первой проповеди на Евангелие я говорил о прозрении. В романе Достоевского «Братья Карамазовы» бес говорит Ивану Карамазову: «Моя мечта – это воплотиться, но чтоб уж окончательно, безвозвратно, в какую-нибудь семипудовую купчиху и всему поверить, во что она верит. Мой идеал – войти в церковь и поставить свечку от чистого сердца». Бес хотел бы опроститься и воплотиться в семипудовую бабу-купчиху, пить чай самоварами, по субботам париться в бане, и не о чем больше не задумываться, ни о каких трудностях и жизненных проблемах. Но говоря это, он подразумевает, что он–то знает о тяжести жизни, ее сложности, и поэтому не быть ему безучастной, равнодушной купчихой. Эта идея, что я не такой, как прочие, явилась уловкой, которая поймала Ивана. Иван говорит, что открыл глаза и увидел, что мир не таков, как его видят «обычные» люди, и Богу «возвращает билет».

Нам как христианам важно просить прозрения у Бога, чтобы не только увидеть, насколько хорош или плох этот мир, но и каково качество нашей жизни и наше предназначение, как мы должны относиться к другим людям, какая роль этих людей в жизни мира. Апостол пишет: «Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Если мы прозреваем правильным образом, так, как хочет от нас Бог, а не как предложил бес Ивану Карамазову, то какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, благоприятными или трагичными, все, что будет происходить вокруг нас, трудности нашей жизни откроются нам совсем в другом свете. Если человек смотрит на мир глазами лукавого, то приходит в состояние уныния. Он будет видеть мир во тьме и, конечно, разочаруется в Боге, потому что его будет мучить вопрос: «Что Бог сделал с миром?» У Гоголя есть такая фраза: «Страшно жить в твоем мире, Боже!» Если мы будем смотреть на мир искаженным взглядом, то нам будет страшно жить. На мир нужно смотреть любящими глазами: «любящим Бога все содействует ко благу».

Апостол не имеет в виду, что у любящих Бога жизнь будет безмятежной, исполненной покоя. «Ибо кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Сын Божий по человеческим представлениям трагично закончил Свою жизнь в мире. Для тех, кто не верит во Христа и Его Воскресение, Иисус в 33 года умер на кресте, а потом ученики выкрали и спрятали Тело Учителя. Если же человек имеет веру и верный взгляд на мир, то жизнь Христа будет для него примером. Апостол призывает нас быть образом Христа, то есть наша жизнь должна стать подобной жизни Сына Божия. Но перед любящими Бога встает вопрос, действительно ли они хотят такую жизнь, или стоит отойти в сторону, выбрать другой образ жизни: добиться успеха, благосостояния, комфорта. В Евангелии мы читаем, что ради общественного блага первосвященники и фарисеи пришли к решению убить одного Человека, нарушающего спокойствие жизни народа. Важно не забывать, что если поступаешь совестью один раз, потом другой и третий, то в итоге к этому привыкаешь.

Апостол говорит, что любящие Бога даже в том, что произошло со Христом, видят благую Божию волю. Он пишет: «Никто не может нас отлучить от любви Божией». Это значит, что у христианина жизнь не будет безоблачной, но ощущение любви Божией будет сильнее переживаемых невзгод. Никакие испытания и трудности не отлучат нас от любви Божией, если мы сами любим Бога. Христианин, поступающий по совести, будет сталкиваться с разными испытаниями: он может потерять работу, с ним могут прервать общение, но он живет с надеждой, что Бог его любит и ничто его не может отлучить от этой любви. Только ли это имеет в виду апостол Павел? Апостол многократно писал о том, что христиане должны поступать так же, как поступал Христос. Более того, «У нас должны быть те же чувствования, что и во Христе». Что же чувствовал Христос по отношению к тем людям, которые Его распинали? Он простил их и не перестал любить. Не только никто, но и ничто не может лишить нас любви Божией – никакие обстоятельства жизни не должны нас приводить в состояние, противное Божией любви. Если Бог любит мир, и Христос, висящий на кресте, простил распинателей, то и мы как христиане, последователи Христа, должны прощать. Поэтому, если мы просим у Бога прозрения и сталкиваемся с тем, чего не ожидали, то главное чувство, которое мы должны испытывать, это чувство ответственности за происходящее в мире, прощение, а не ненависть к людям, потому что «они не знают, что творят». Многие мученики и исповедники российские понимали это. Один: Мы только крышку Евангелия целовали… А что в нем писано, того не знаем». Для многих священномучеников такое отношение людей к святыне стало не только откровением, но и переживанием своей вины и ответственности за воспитание этого народа.

Боль, связанная с историческим прошлым нашей страны, у многих вызывает желание отмщения. Но нам важно понять, что подлинное исцеление должно начаться с прощения другого и исправления себя. Я могу сказать о себе. С раннего детства я был воспитан так, что к белогвардейцам испытывал добрые чувства, а красных не любил, но позже я понял, что все в истории гораздо сложнее. Читая сегодняшнее Евангелие и Апостола, я вновь убеждаюсь, что исцеление нанесенных ран может начаться только с прощения. Мы часто думаем, что если больше не сердимся на человека, нанесшего нам обиду, то мы его простили. Но Божие прощение состоит в том, что, несмотря на вину человека, Бог его любит.

Церковь воспринимает людей, как своих детей. В Евангелиях и Посланиях мы нередко увидим обращение к верующим: «Дети». Мы призваны прощать не потому, что у нас просят прощение, но потому, что мы любим человека и хотим, чтобы наши отношения были правильными. Именно прощением можно исцелить поврежденные отношения. Если Церковь любит народ, который она окормляла, то прощение и примирение ей следует начинать не с выяснения отношений, кто прав и кто виноват, или ожидания, что придут с покаянием, а с выражения своей любви и пожелания блага тем, за кого она несет ответственность. Такой образ прощения и любви важен не только для исторической эпохи террора и гонений на Русскую Церковь, но и для настоящей жизни каждого из нас.

Если Бог поставил нас быть Его последователями, Его образом в мире, то первое, с чего следует нам начинать, это с исцеления нашего зрения, с прозрения, то есть осмысления своего места в истории, осознания обстоятельств нашей жизни, отношений с близкими и друзьями, даже с политиками. Что каждый из нас сделал благого на своем месте, чтобы жизнь общества была другой? Следует задать себе вопрос, всегда ли я поступал по совести, а, быть может, даже кому-то препятствовал поступать по правде? И когда все это будет открыто, тогда мне и будет явлено, что никто не отлучит меня от любви Божией. Если я люблю Бога, то никакие обстоятельства не приведут меня к ненависти, вражде, непримиримости и разделению и моя позиция в этом мире всегда будет примирять и преображать все любовью, а не мстить и хранить обиды. Дай Бог, братья и сестры, каждому из нас, смотря на пример новомучеников и исповедников российских, молиться за тех, кого мы считаем своими недругами или врагами, и за людей, которые, как нам кажется, ведут себя не так, как нам кажется правильным. И понимать, что не ненависть, вражда и разделение будут способствовать изменению мира, а наша любовь, милость и прощение.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Послание апостола Павла к Римлянам 8: 28-39, 07.02.2021 г.