“От каждого нашего шага зависит исполнение полноты Божьего замысла”

Сегодня, братья и сестры, в качестве апостольского чтения мы слышали отрывок из послания Колоссянам. Апостол Павел пишет от лица апостолов, от лица проповедников и говорит: «Когда мы услышали о ваших успехах, мы не перестаём молиться о вас, просить, чтобы вы исполнялись познанием Воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном, чтоб поступали достойно Бога, во всём угождая Ему, принося плод во всяком деле благом, возрастая в познании Бога, укрепляясь всякой силой по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов, который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари, ибо Им создано всё, что на небесах и всё, что на земле, видимое и невидимое, престолы или господства, начальство ли, власти ли – всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего и всё Им стоит». Вот такой текст. Текст, который на первый взгляд чрезвычайно богословски нагружен, и даже сложно понять, какой можно сделать вывод из этого чтения. Потому что оно такое скорее информирующее, сообщающее нам о чём-то. Но о чём же оно нам сообщает? О чём оно нам говорит?

Если мы присмотримся к нему, то поймём, что оно, конечно же, говорит нам о присутствии Божием в мире. О том, каково это присутствие. Не только неверующим людям – христианам очень часто свойственно ощущение, которое сопровождает их по жизни, что они живут сами по себе, что они живут отдельно. Что есть мир, в который они заброшены и в котором они существуют. Что есть Бог, который как бы извне даёт им некоторые заповеди, некоторую программу, которую они должны выполнить. И Бог их там, в конце, будет ждать. Он их вначале сотворил, а в конце их будет ждать. Есть ощущение заброшенности в мир и даже оставленности в нем. И вот в сегодняшнем чтении апостол Павел замечательно говорит о том, что мы должны жить благодаря Бога. Какого? Он уточняет – Бога и Отца. И уже этим уточнением, ведь он мог просто сказать «благодаря Бога» и уже всё было бы понятно, но он уточняет – Бога и Отца, не забывая напомнить нам, что Бог не просто сотворил нас, как абсолют, как творец. Он Отец наш. И это означает, что Он воспринимает нас как детей. Бог не только нас сотворил, и мы за это должны Его благодарить, но еще и за то, что Он призвал нас.

И вот в этом слове «призвал», с одной стороны, глубина замысла Божьего, потому что Он не оставил нас в этом мире просто без напутствия. Он зовёт нас. Зовёт нас к торжеству вместе со святыми. И в то же время Он не насильно это делает. Он призывает нас, то есть не оставляет нас, и в то же время говорит, что нам делать. И далее апостол пишет: «Избавившего нас от власти тьмы». Здесь не просто «тьмы» написано, а «От насилия тьмы, от власти тьмы». Так сложилась жизнь мира, что, действительно, тьма господствует в нем. Христос в Евангелии говорит: «Мир во зле лежит». И вот мы видим, что Господь сыном Своим, Словом Своим, Своей любовью избавляет нас от власти тьмы.

Дальше апостол говорит: «Введшего в Царство возлюбленного Сына Своего». Опять вот в этом слове «введшего», с одной стороны, мы уже понимаем, что это нечто совершившееся. Бог уже ввёл в Царство Сына Своего, но в то же время «ввёл» – это не переставил с места на место. Это значит, что тебя ведут, но ты идёшь сам. В этом слове – глубина нашей свободы, её таинственность. Потому что Бог действительно призывает нас. Бог очищает нас. И в то же время Он ведёт нас. Он со своей стороны взял нас за руку и буквально ведёт куда-то. Но это означает, что мы идём вместе с Ним. Что здесь сохраняется и уважается наша свобода.

И вот когда мы уже всё предыдущее услышали и увидели, что Бог не оставляет нас, но не нарушает нашей свободы, то когда мы слышим об искуплении грехов и об их прощении, мы понимаем, что это тоже не просто какой-то внешний по отношению к нам факт. Это то, в чём мы так же участвуем. Это искупление не просто как оставление долга. Это искупление, как исправление и исцеление нас. В чём мы участвуем своей волей, потому что именно она и исцеляется.

Далее апостол Павел пишет: «Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари». То есть таков замысел Божий о мире. Не случайно, что логос, вторая ипостась пресвятой Троицы – это слово переводится не только как «слово», но и как «замысел». Поэтому Максим Исповедник и говорит, что у Бога существовал замысел обо всём мире. Значит о нас с вами и о том, как нас спасти, и о том, как привести нас к полноте бытия. Завершает апостол словами: «Им всё создано». То есть всё Им стоит и всё Им существует – существует замыслом Божиим, Его словом, Его мыслью, Его любовью. И мы Им существуем.

Вот это чтение, такое, кажется, высокое, богословское, оно в то же время очень простое, потому что говорит нам о нашей жизни. О том, что Бог всё это предвидел, всё это замыслил и во всём этом участвует. Участвует не насильственно, но участвует, поддерживая нас. И тогда вся наша жизнь представляется нам, с одной стороны, не просто тем, что Бог предусмотрел, как будто это некая страшная игра, в которой мы вынуждены участвовать. Но в то же время и не чем-то оставленным, где мы одинокие и действуем сами по себе. Мы всё время живём с Богом. Мы всё время живём в глубине Его замысла и Его любви. В глубине Его участия, Его спасительного действия в отношении нас. Мы Им движемся и существуем, как говорит апостол Павел. Они ведёт нас в Царство, и мы должны идти. От каждого нашего шага зависит исполнение полноты Его замысла. И это, с одной стороны, говорит нам о нашей ответственности, а с другой – вселяет в нас надежду. Потому что мир полон Божьего замысла и полон Божьей любви, значит, мы не оставлены и не одиноки.

Из воскресной проповеди иерея Стефана Домусчи.