Начиналась первая под­го­то­ви­тель­ная неде­ля к Ве­ли­ко­му По­сту, именуемая «Неде­лей о мыта­ре и фа­ри­сее». Своё на­зва­ние она по­лу­чи­ла от еван­гель­ской прит­чи, ко­то­рая чи­та­лась за вос­крес­ной Ли­тур­ги­ей. Начиная с этого времени в подготовке к Великому посту к богослужебным текстам присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. 

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче — первый из покаянных тропарей, его мы слышали в прошедшее воскресенье во время богослужения, в основу тропаря положена как раз притча о мытаре, и в нем раскрывается глубина покаянного чувства. 

“Состояние мытаря чрезвычайно важно вначале, когда человек только встает на путь спасения. Он смотрит на свою жизнь и понимает, что в ней было слишком много неправды, что он не жил по заповедям Божиим. И тогда он обращает свое сердце к Богу и вопиет: «Прости меня, Боже, будь милостив ко мне грешному!» Но Бог ждет от нас следующих шагов. Он ожидает от нас, чтобы мы встанем на путь исправления своей жизни. Когда мы кого-то обижаем и просим прощения, то человек, который прощает нас, надеется, что мы больше так не поступим по отношению к нему. Очень важно просить прощение, как это сделал мытарь, но также важно встать на путь праведности, конечно, через призму опыта мытаря, опыта покаяния. Нельзя, пройдя путь покаяния мытаря, сразу же войти в состояние фарисея, решив, что греховная жизнь позади и можно самодовольно благодарить Бога, что ты уже не такой, как раньше. Евангельского мытаря надо всегда держать в памяти, понимать, что ты еще находишься в пути и не все совершил”. 

Из проповеди священника Стефана Домусчи на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла, III, 10-15. 21.02.2021