“Стать христианином – это только полдела. Важно христианином остаться”

Сегодня, братья и сестры, мы слышали евангельское чтение о сеятеле. Притча, которая в самом же чтении была пояснена Христом, и внешне не представляет из себя чего-то сложного. Понятно, что сеятель – это Господь, что семя – это слово Божие. И что душа по-разному может реагировать на это самое Слово. И в то же время, когда мы читаем этот текст, у нас создаётся впечатление, что сами люди бывают каменистой почвой, бывают почвой с терниями, бывают придорожной почвой, а бывают почвой благодатной. Но если мы посмотрим на себя, на свою жизнь – мы увидим, что мы в одно и то же время можем быть благодатной почвой для чего-то одного и совершенно каменистой для чего-то другого.

В современном мире на нас низвергаются потоки информации через газеты, телевидение, гаджеты. Человек сегодня постоянно подвергается всякого рода информационным атакам. Можно представить себе, что сеятелей сегодня огромное количество, и в нашу душу всё время сеются эти семена. И кто-то хочет, чтобы мы дали плод стократ спортивный, кто-то хочет, чтобы искусственный, кто-то – чтобы научный, а кто-то очень приземлено рассуждает и зовёт нас дать плод стократ в плане комфорта или внешнего вида. Всё время в нашу душу пытаются попасть эти семена. Поэтому Евангелие – это лишь одно из семян, которое падает в нашу душу. И мы не просто можем быть какой-то твёрдой почвой или наоборот почвой благодатной, а мы выбираем какой нам почвой стать. Какому ростку отдать ту благотворную, благодатную часть, которая в нашей душе есть. И мы всё время выбираем: вот здесь, сегодня, я дам вырасти росткам Евангельским, а вот здесь, допустим, я проявлю себя по-другому – обращу внимание не на духовную литературу, а на светскую, на музыку или на живопись.

Причём, что самое важное, если человек дал возможность семенам вырасти в своей душе, даже семенам Евангельским, это не значит, что дальше они так в этом Евангельском русле и останутся. Мы видим, что нередко люди, приходящие в храм, сначала воспринимают слова Евангельского благовестия, откликаются на них, а потом вдруг в их душе происходит подмена. Вот, например, специалисты могут определить разницу между черенком яблони или черенком сосны или дуба. Или, например, любая хозяйка может отличить семя рисовое от семени пшеничного. Но мы знаем при этом, что яблоня может быть и дикой, а может быть культурной. И поэтому мы, принимая в себя семя христианства, должны внимательно смотреть, что из него вырастает. Не вырастает ли подмена, которая нам показалась христианством.

Когда человек становится христианином, он вроде слышит слова Христовы, вроде бы откликается на Евангелие, он вроде бы в храме. А потом из него вырастает больше политик, чем христианин. Или больше экономист, чем христианин. Или в нем проявляются больше эстетические черты, когда, например, он ходит в храм ради икон или ради музыки, или ради государственных каких-то идей. И поэтому мы всё время должны смотреть, что в нас растёт, не просто один раз услышать и дальше думать, что здесь уже всему можно доверять.

Мы всё время должны быть внимательны к своей душе. Апостол Павел в сегодняшнем послании, это отрывок из Послания к галатам, говорит: «Мы узнали, что мы оправдываемся верой во Христа и мы поверили, чтобы тоже быть оправданными». Но дальше он говорит, что мы можем вернуться к тому, с чего начали. То есть уже взращивая в себе плоды христианства, вернуться опять к старому, вернуться к самообману. И апостол говорит: «Если я снова созидаю что разрушил (то есть созидаю тот грех, который я в своё время разрушил крещением), то сам себя делаю преступником».

И вот это очень серьёзно, очень важно. Когда мы слышим проповедь Христа о сеятеле, мы думаем как важно стать христианином. Но стать христианином – это только полдела. Надо христианином остаться. Надо в Церкви христианином остаться. Надо не подменить Христа чем-нибудь ещё. Потому что мы можем создать опять какого-то идола. Ведь когда человек воцерковляется, он уничтожает идолов, которые в его жизни были до этого. И самое главное – он должен себя в качестве идола уничтожить и поставить в центр своей жизни Бога.

И очень часто получается так, что человек вроде уже в Церкви, но он опять создаёт себе идолов, и с этими идолами живёт, и плодов настоящих не даёт. Плоды его дикие. Каждый из нас может вроде как растить плоды церковные, а принести Богу плоды дикие. Это означает, что ни в один момент нашей христианской жизни мы не можем расслабиться и сказать: «Я уже христианин. И вот в этом широком русле христианской реки я должен плыть вместе со всеми к пункту нашего назначения – в Царствие Небесное». Нет, я всё время должен думать: «А куда я двигаюсь, куда я плыву по этой самой реке? Становлюсь я на самом деле христианином или нет? Являю я в себе плод христианской жизни?».

Апостол Павел говорит: «Законом я умер от закона, чтоб жить для Бога. Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живёт во мне Христос». Это очень точный маркер для проверки того, а кто живёт в моей жизни. Если я говорю всё время: «Я прав, я идеален, я хорош, моя точка зрения верна», то это означает, что я создал нового идола. И я тогда начинаю изменять слова Христа под свою жизнь. Находить те примеры из Предания или из жизни, которые мне удобны. И мы можем видеть таких людей вокруг себя. Их немало. Но вместо того, чтобы их осуждать, мы на себя должны посмотреть. А я-то сам не избирательно отношусь к вере? И когда у меня возникает сомнение по поводу серьёзных моих поступков, мнений, конфликтов, я должен спросить себя: «Вот сейчас я могу сказать, что внутри меня живёт Христос? Христос бы так поступил? Христос совместим с тем, что я сейчас делаю или нет?». И это ощущение очень важное – я постоянно должен проверять свою жизнь. И маркер – могу ли я рядом с собой Христа поставить и сказать: «Вот сейчас я вместе со Христом это делаю».

Конечно, мы живём во плоти. Конечно, нам очень трудно. Конечно, плоть тянет нас. Тянут нас наши прошлые грехи, наш темперамент, наше воспитание. Но мы живём верой в Сына Божия, что Он поможет нам, что Он не оставит нас в самообмане, не оставит нас в прелести. Что Он поможет преодолеть себя не только в начале, когда мы сделали этот первый шаг и решили креститься, но и в течение всей нашей христианской жизни будет рядом и подаст нам не ложное свидетельство того, что мы уже не одни, но с нами живет Христос.

Воскресная проповедь Иерея Стефана Домусчи