23 января 2024 года в Российском православном университете святого Иоанна Богослова в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения, образ будущего» состоялась научная конференция «Святость и художественный образ». В конференции приняли участие преподаватели и научные сотрудники Российского православного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Минской духовной семинарии.

Председателем конференции стал заведующий кафедрой богословия РПУ, настоятель храмов апостола Иоанна Богослова под Вязом и святителя Иннокентия Московского в Бескудникове протоиерей Михаил Дудко.

Открывая конференцию, отец Михаил выступил с приветственным словом, очертив круг дискуссионных вопросов, на которые призваны дать ответы заявленные в программе доклады. «Определяет ли святость ценность художественных произведений в сфере церковного искусства? Где сегодня искать источник священного в церковном художественном образе? Как современная икона становится святыней? Возможна ли автономия церковного искусства от тенденций светского художественного творчества? Современный художник, работающий для Церкви, неизбежно живет идеей самовыражения в творчестве. Он ищет свой собственный ответ на вызовы современной культуры. Ему самому приходится принимать решение – нужно ли церковному искусству «развиваться»? И можно ли идти за границы канона?», – отметил заведующий кафедрой богословия РПУ.

Доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Николай Чернышев представил доклад на тему «Церковный образ и художественное творчество», подчеркнув важность поэтапного возвращения к иконописной традиции, полностью утерянной за годы советской власти. Он обратил внимание на несвоевременность свободных экспериментов в сфере сакрального искусства. «Понятно, что нам не всю жизнь писать диктанты, но сейчас мы только на этапе освоения иконописи», – отметил он. Образы великого Дионисия или даже Симона Ушакова, по его мнению, недостижимы для нас на современном этапе возрождения церковного искусства. «Спонтанные, недостаточно обдуманные отступления от образцов, созданных этими и другими духовными подвижниками, пока еще не приводят нас к такому же «невиданному» результату, как у них», – подчеркнул докладчик.

«Зачем от искусства иконописи требовать развития, если есть Первообраз – Константа, с Которым это искусство себя соотносит?» – с такого вопроса начала выступление на тему «Иконопись как искусство эстетики тождества» заведующая кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, модератор конференции Е.Д. Шеко. «В какую сторону нам надо идти вперед, когда не сформулирована цель этого движения, нет ясной стратегии и даже просто смыслового наполнения?», – отметила докладчик. Подход светского искусствознания к иконописи, как к любому другому искусству, Е.Д. Шеко связывает с тем, что в первые годы после революции в России была создана музейная система, собиравшая и сохранившая все возможные памятники истории и искусства. Иконопись как вид живописи оказалась в той же системе координат, для ее спасения необходимо было подтвердить именно «художественную ценность». При этом современное общество предъявляет к иконописцу те же требования, что и к светскому художнику, поэтому иконописец вынужден подчеркивать творческий характер своей деятельности. «Однако иконопись – вид живописи, задачей которого является создание священных образов. Сопричастность Божественному в современной иконописи подразумевает повторение форм, уже найденных в прошлом. К языку иконописи также относится термин «Эстетика тождества», предложенный Ю.М. Лотманом в его работе «Структура художественного текста», где он обозначает определенную стадию развития поэтики. Для иконописи так же, как и для поэтики, важно сохранение в неприкосновенности этапа тождественного воспроизведения кодов, канонов и образов, так как их разнообразие еще не исчерпано в нашу эпоху», – считает докладчик.

Доцент кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ иерей Максим Крижевский в докладе на тему «Канон и традиция» предложил зафиксировать основные проблемы и «реперные точки» дискуссии. Исходя из положения о том, что церковный художник работает в рамках земного времени для времени вечного – Божественного, он определил возможности расширения канонических границ для работы иконописца: «Границы и рамки правил можно расширять только исходя из интересов церковного домостроительства, а не с целью самоутверждения», – подчеркнул отец Максим. При этом, по его убеждению, между «вечностью» Божественного откровения и «земным временем», в котором живет традиция и работает художник, необходимо соблюдать баланс

Доцент кафедры богословия РПУ О.О. Козарезова представила доклад на тему «Троический догмат и образ Троицы Ветхозаветной в творчестве инока Григория Круга». Говоря о деятельности этого православного иконописца и яркого представителя богословия иконы, докладчик подчеркнула, что его творчество стало связующей нитью между иконописной традицией дореволюционной России и тем открытием православной иконы, которое в последние десятилетия переживается и в России, и на Западе. О.О. Козарезова отметила, что корни его иконописного искусства, безусловно, в русской почве, при этом, оно развилось и окрепло в иной среде, где Русская Православная Церковь была лишь маленьким островком в огромном море инославного мира.

Председатель Синодальной исторической комиссии Белорусского Экзархата Московского Патриархата, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Александр Романчук с помощью средств видеосвязи выступил с докладом на тему «Преодоление униатского духовного наследия в области иконографии на территории современной Белоруссии в 1840-е – 1850-е годы».

Старший преподаватель кафедры богословия РПУ иерей Глеб Седов представил доклад на тему «Богословие иконы прп. Иоанна Дамаскина: образ, изображение и предопределение».

В завершение конференции состоялась дискуссия, в которой приняли участие преподаватели и студенты РПУ и ПСТГУ.