Когда человек приходит в храм, очень часто он воспринимает внешние правила, внешние образы благочестия. Он понимает некоторое мировоззрение, которое заключается, в первую очередь, в ритуальном поведении, конечно. Даже если мы посмотрим на то, как людей пытаются привести в Церковь. Вот, например, жена уговаривает мужа венчаться, а он, может быть, совершенно не верующий. Но она уговаривает его, чтобы через это внешнее действие приблизить его к Церкви. Или, например, раз в году приводит его пособороваться Великим Постом или исповедоваться – словом, сделать что-то внешнее и через это внешнее стать ближе к Церкви. И кажется, что человек, приходящий таким образом в храм, собирается внутренне и духовно и начинает исполнять некоторую дисциплину. Что он начинает делать? Он начинает молиться утром и вечером, он начинает ходить в храм… Собственно, людей, которые в храм ленятся ходить, их тоже беспокоит, в первую очередь, дисциплина. Это же надо будет молиться, надо будет читать Писание, надо будет в воскресное утром, может быть, в единственный выходной вставать и идти в храм. Получается, что можно быть очень активным внешне.
Во времена царя Алексея Михайловича, когда приезжал к нам диакон Павел Алеппский из Антиохии, он описывал, какой напряженной жизнью тогда жила Русь. Он был совершенно поражен тем, как дети выстаивали многочасовые службы, какие были строгие посты и прочее, и прочее. А к чему это все привело? Почти в это же время гнались и убивались старообрядцы. То есть люди внешнее поставили выше внутреннего. Внешне все было очень строго, все было под запись. Никакой расслабленности внешней не было. А внутренняя расслабленность была…
Иногда Евангелие радует нас разными призывами или, скажем, воодушевляет нас. Но сегодня в Евангелии нам явлен очень страшный пример, который должен нас отрезвить. Мы видим, что Господь исцелил расслабленного, Он со Своей стороны все сделал. А этот человек остался внутренне настолько пустым, что даже спокойно пошел и предал Его. Спокойно пришел и рассказал о нем, только чтобы снять с себя ответственность.
И тогда будем помнить, что главное – это чтобы мы приобрели внутреннюю собранность. Чтобы от внутренней расслабленности, которая является следствием грехопадения, Господь нас избавил, дал нам сил бороться с ней. Тогда все остальное приобретет смысл. Тогда будет проще ходить на Богослужения, будет проще молиться, будет проще поститься. Все внешнее тогда получит внутреннюю основу.