Смотреть видеозапись беседы: https://vkvideo.ru/video-22773667_456303071?ref_domain=

– Великий пост для христиан – это семь недель напряженного духовного роста, труда. Давайте сегодня поговорим о неделях Великого поста. В воскресный день мы праздновали Торжество православия. Чему посвящена данная неделя, что мы празднуем?

– Это праздник православия, как мы видим из самого названия. Но тут есть некоторый парадокс, потому что основанием для того, чтобы отмечать этот праздник в первую неделю Великого поста, фактически является торжество иконопочитания. То есть Церковь как бы ставит знак равенства, тождества между иконопочитанием и православием, и мы задаем себе интересный вопрос: а в чем здесь дело? Почему иконопочитание фактически приравнивается Церковью к православию? По крайней мере, к Торжеству православия? 

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы можем совершить краткий экскурс в историю и богословие Православной Церкви, в первую очередь в часть богословия, относящуюся к иконописным изображениям, к самим иконам. Что же такое икона и почему против икон боролись те, которых позже назвали иконоборцами? В общем-то, по понятной причине, состоявшей в том (если логически повторить эти аргументы), что Бог – это Существо неизобразимое.

Бога никто никогда не видел. Об этом же, кстати, говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Как же можно изобразить Бога? Как можно представить на иконе Того, на Кого боятся взирать ангелы? И никто не видел это Превысшее Существо. И иконоборцы повторяли аргумент о том, что на иконах невозможно изобразить суть Божества.

В противовес этому люди, защищавшие иконописание, говорили, по выражению Иоанна Дамаскина, что и тело Бога есть Бог. И действительно, так и есть. Мы знаем, что в едином Лице Богочеловека – и Божественное, и человеческое. Таким образом, на иконах мы можем изображать плоть, лик Божий, но нельзя отделить одно от другого – Божественное и человеческое.

Это достаточно высокое богословие не всем понятно до конца. И мы должны помнить, что сам апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: это великая благочестия тайнаБог явился во плоти. И эту тайну мы должны принять, в нее мы должны верить и должны говорить о том, что иконам поклоняться можно и нужно.

Более того, апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста. Таким образом, вера в то, что Бог явился во плоти и, следовательно, может быть изображен на иконах, ставится в фундамент нашего православного благовестия. И поэтому победа над иконоборчеством одновременно явилась и победой православия в целом. Поэтому эту победу над иконоборчеством мы так и отмечаем.

В древности в этот день еретикам провозглашали анафему, прославляли всех почивших, а всем живущим защитникам православной веры во всех храмах провозглашали «Многая лета!» И день Торжества православия был действительно очень торжественным днем. Сейчас у нас этот праздник отмечается достаточно скромно, все-таки идет пост, а в странах, где он зародился, в частности в Греции, это, конечно, очень большой праздник.

– Вторая неделя поста посвящена святителю ГригориюПаламе. Давайте напомним нашим телезрителям, кто этот святой и почему в честь его названа целая неделяВеликого поста.

– Этот святой в первую очередь известен тем, что он создал (точнее, прояснил) учение о нетварном Божественном свете. И здесь есть очень логичное продолжение того, что Бог явился во плоти.

Святой Григорий Палама говорил еще и о том, каким образом мы можем приобщиться Божеству. Понятно, что Бог, как говорят философы и богословы, абсолютно трансцендентен этому миру. То есть Бог существовал и существует совершенно отдельно от этого мира, и в этом смысле Он абсолютно непостижим.

Об этом много говорится и в Ветхом, и в Новом Заветах, но в Новом Завете меньше, потому что Новый Завет – это все-таки про воплощение Бога Слова. Тем не менее мы знаем, что Бог Непостижим. И вдруг святитель Григорий Палама говорит нам об обожении, о нашей причастности к этой великой тайне Божества. 

Это становится возможным потому, что, как мы знаем из Священного Писания, человек создан по образу Божию. Человек может уподобиться Богу в силу своей благочестивой жизни, благочестивых поступков, благочестивой веры, и он может стать преподобным, то есть подобным Богу. И этот образ Божий позволяет нам отчасти приобщаться Божеству.

Святитель Григорий Палама говорит, что мы можем приобщаться Богу не по существу, но, как он называет, в некоторых Его энергиях. В том, что Он делает ради мира и для мира. В частности, Фаворский свет есть некий знак присутствия Божия, некие энергии Божии. Слово «энергия» в переводе с греческого означает «действие Божие», и эта сила Божия совершенно преображает человека.

Обратившись к Новому Завету, мы увидим, что Господь наш Иисус Христос взял трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на Фаворскую гору. Кто был на Святой Земле, знают про эту гору. На вершине горы сейчас стоит монастырь. Конечно, не каждый может приобщиться опыту, который был у Петра, Иакова и Иоанна, но почти каждый может побывать на этом месте и помолиться о том, чтобы Господь просветил и его. Но совсем необязательно ехать туда, забираться на гору Фавор, чтобы понять, что такое Фаворский свет.

О Фаворском свете, в частности, учил наш известный подвижник преподобный Серафим Саровский. В беседе с Мотовиловым он даже показал, каким образом нетварный Божественный свет изливается на человека. Этот свет одновременно и согревает, и просвещает, и освящает человека.

Об этом Фаворском, Божественном свете говорил святитель Григорий Палама. Конечно, было много противников этого учения, за что святитель выдержал многие гонения. Но он декларировал, прояснял это учение и аргументированно спорил с противниками, и это фактически один из элементов сугубо православного вероучения. В других христианских деноминациях об этом ничего не говорится, но православие содержит это учение, и вторая неделя Великого поста посвящена именно этому.

Конечно, человек, получающий Божественный Фаворский свет, приобщается этой нетварной Божественной энергии, и он должен приуготовить себя к принятию этого Божественного света и Божественной благодати. Для этого нужны определенные усилия, причем усилия большие. И одним из вариантов таких усилий является наше шествие по Великому посту. Поэтому недели поста расположены так не случайно: первая неделя – Торжество православия, торжество иконопочитания, а о второй неделе мы сейчас говорим.

– Вопрос от Александра: «Сегодня на службе читался фрагмент Библии о Каине и Авеле. Я хотел бы спросить, когда люди узнали, что они должны приносить жертву Богу от своих трудов».

– Вообще жертва – это, наверное, древнейшее установление. Если говорить о жертве, которую приносили люди от создания мира, то первой их жертвой должно было стать соблюдение заповеди Господа о том, чтобы не вкушать плода от древа познания добра и зла. В каком смысле это должно было стать жертвой? В том смысле, что первым людям было позволено все, но плод, зревший на древе познания добра и зла, был запретным. И фактически это и было жертвой Богу.

Мы можем жертвовать не только, например, зерно, какого-то животного, деньги или что-то еще. Пророк и псалмопевец Давид говорит: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. То есть жертва может быть разнообразной. Фактически жертва лежит в основе любого богопочитания, и это знали не только люди правоверные, но и вообще все.

На протяжении всей человеческой истории жертвы приносились во всех религиях, да и сейчас они приносятся, и это общечеловеческое установление. Но если вернуться к нашему времени, более для нас актуальному, то в настоящий момент, когда мы проходим поприще Великого поста, можно сказать, что и сам Великий пост – это тоже наша жертва, хотя бы отчасти.

Фактически время Великого поста – десятая часть года, и мы жертвуем это время для того, чтобы отойти от обычных дел и сосредоточиться на том, что угодно Богу. А Богу угодно, чтобы мы спаслись и пришли в Царство Божие. И сейчас мы туда и шествуем.

– Вопрос от телезрителя: «Любой иконописец – это в первую очередь человек смертный. Хотя и установлены какие-то общие правила написания икон, каждый иконописец отражает свое субъективное видение данного изображения. Поэтому икона никогда не будет отражать объективную истинуКак Вы это объясните?»

– А с чем тут можно спорить? Конечно, каждый человек привносит в икону что-то свое. У написания икон есть свои законы, и здесь нужно привносить какую-то объективную часть. В иконографической практике существуют так называемые иконописные подлинники, в которых достаточно подробно описывается словами, как должен выглядеть тот или иной святой или изображение Спасителя, Божией Матери.

Как известно, есть много разных списков Божией Матери; есть и субъективные, и, может быть, это и хорошо. Но есть и какие-то вещи, объединяющие все иконы. Вы никогда не спутаете, например, Иверскую икону Божией Матери с иконой Божией Матери «Достойно есть», если знаете, чем они различаются и как выглядят.

Конечно, в иконе есть то, что привносит в нее художник, иконописец, и мы очень благодарны ему за это. Мы знаем очень много великих иконописцев, в том числе и канонизированных Святой Церковью. Можно назвать, например, преподобного Андрея Рублева. Это действительно человек, достигший в своей жизни святости. С другой стороны, это великий иконописец. Его искусство ценится не только верующими людьми, но и совершенно неверующими искусствоведами, преклоняющимися перед его великим искусством и называющими его иконы прекрасными образцами средневекового русского творчества.

Так что в иконах есть субъективное, и оно в первую очередь ценится людьми, не относящимися к православию положительно, и даже людьми совершенно не православными. В иконах есть и объективное, и оно больше ценится как раз людьми православными. Для нас же важнее не искусство иконописца, а тот первообраз, к которому возносится наш ум, когда мы взираем на бренный образ, написанный обычными красками на доске. Первообраз же там, на небе, и Он будет существовать вечно.

– Вопрос от Владимира из города Курска: «В Книге Бытияговорится, что Господь сначала создает землю, а потом солнце и звезды для освещения ее в дневное и ночное время. А откуда в раю взялся змей? Может быть, это все нужно понимать метафорично? Ведь сказано:и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблютсяив толковании говорится, что звезды – это епископы».

– Наверное, можно и так говорить, но для очень многих это является предметом преткновения. Вернемся к кардинальному вопросу Ветхого Завета и особенно первых глав Книги Бытия. Ведь именно в первых главах Книги Бытия содержится рассказ о том, как Господь создал землю и весь остальной мир. 

Мы можем представить себе, как Моисей получил информацию (если можно так выразиться) о том, как Господь создавал мир. Конечно, Моисей не присутствовал при создании мира, это абсолютно невозможно и нереально. Поэтому встает вопрос, каким образом Господь ему показал, как Он создавал мир. Наверное, Он показывал это в некоем видении; так иногда мы видим не очень понятный нам художественный или документальный фильм. Естественно, наших знаний здесь может не хватать, потому что фильм может быть очень глубоким.

А уж если речь идет о картинах бытия, создания мира, то, конечно, здесь не может хватить знаний ни у одного человека, чтобы воспроизвести все так, как это должно быть воспроизведено, так, как все это и было. Только Сам Господь может это сделать – написать историю того, как Он творил мир. Людям же Он может это только показать.

Есть так называемая визионерная теория создания Библии, согласно которой Господь показывал списателю Ветхого Завета, каким образом Он творил мир. Если вернуться к вопросу, заданному нам нашим любознательным телезрителем, то как могла предстать перед Моисеем картина величественного творения мира? Она могла предстать перед ним как появление земли.

Согласно естественно-научным данным, земля была закрыта довольно плотным слоем облаков, подобно тому, как сейчас закрыта слоем облаков Венера. Конечно, не было видно ни солнца, ни звезд, ни чего-либо другого. Все было плотно закрыто дымкой. И когда наконец рассеялись эти первозданные тучи, на небе появились и солнце, и луна, и звезды. Они были созданы в другое время, но списатель Книги Бытия видел их только в этот момент. Конечно, мы не можем все это точно воспроизвести до конца. Для нас это великая тайна, но некоторые люди толкуют этот момент именно так. Хотя тайна, безусловно, остается. 

– Батюшка, мы знаем, что третья неделя поста называется КрестопоклоннойРасскажите нашим телезрителям, что значит эта неделя.

– Это когда пост уже подходит к своей середине, и люди, в особенности те, кто постится очень строго, начинают терять силы. А ведь раньше постились не так, как постятся сейчас. Постом люди ничего не ели в течение целого дня и только вечером подкрепляли свои силы. В некоторые же дни вообще не положено было есть. И к середине поста – к Крестопоклонной неделе – люди по естественным причинам ослабевали.

И вот для того, чтобы подкрепить силы людей, Церковь предлагает им взирать на Крест Господень. С одной стороны, Крест Господень – это, конечно, знамение и воспоминание об ужасных страданиях, перенесенных за нас Господом Иисусом Христом, с другой стороны, это символ нашей победы. И поэтому он подкрепляет нас подобно тому, как знамение Креста подкрепило императора Константина Великого, явившись на небе перед его битвой с Максентием и дав ему возможность победить.

Вот и нам дается возможность знамением Креста Господня победить врага – змея (о котором говорит наш вопрошатель), являющегося символом сатаны. Взирая на Крест Господень, мы вспоминаем не только страдания Христа, но в первую очередь Его воскресение.

Крестопоклонная неделя считается одной из самых строгих в Великом посту. Но, несмотря на то что в плане ограничения пищи эта неделя строгая, несомненно, она воодушевляет и вдохновляет любого подвижника, дошедшего до середины поста. Каждый, кто как следует постится и дошел до Крестопоклонной недели Великого поста, прекрасно знает, что как только вынесут Крест и ему поклонишься, сил сразу прибавляется. Поэтому давайте доживем до этой недели, поклонимся Кресту, и он укрепит нас и в прохождении поприща Великого поста, и вообще в нашей жизни.

– Переходим к четвертой неделе поста неделе Иоанна Лествичника. Почему Церковь вспоминает этого святого? И давайте поговорим о «Лествице»великом его произведении. Как правильно его читать и как правильно относиться к данному произведению?

– Иоанн Лествичник и назван Лествичником, потому что он написал знаменитое произведение, которое так и называется – «Лествица». Смысл этого произведения заключается в том, что не нужно пытаться сразу запрыгнуть на небо. Некоторые подвижники говорили: если видишь юного монаха, пытающегося лезть на небо, нужно одернуть его, спустить оттуда, потому что юному монаху это совершенно неполезно. Нужно действовать постепенно.

И вот лестница – это как раз символ постепенности, умеренности, осторожности, я бы даже сказал – систематичности. Представьте себе обычную лестницу. Это ступенечки, равномерно располагающиеся друг над другом в определенном порядке. Их размер рассчитывается по определенному правилу, чтобы они не были слишком большими или слишком маленькими, слишком узкими или, наоборот, слишком широкими, то есть производится определенный расчет, как можно подняться от земли до какого-то верхнего этажа.

Точно так же и в Церкви. В Церкви никто не должен прыгать через ступеньку, никто не может претендовать на то, что Господь сразу возьмет его с земли на небо. В Церкви нужно постепенно переходить с одной ступеньки на другую. Иоанн Лествичник как раз и пишет о том, какими могут быть эти ступеньки.

Конечно, тот, кто начнет читать эту великую и святую книгу, в первую очередь обратит внимание на то, что она, прямо скажем, не предназначена для мирских людей. В основном она предназначена для монашествующих. С другой стороны, Великим постом в известном смысле все мы немножечко монахи. Нам ведь предписано удаляться от определенной пищи, больше быть в храме, больше молиться, и супружеская жизнь во время поста ограничена. И Церковь предлагает нам почитать что-то из монашеской жизни.

Конечно, чаще всего это приводит людей в некоторое недоумение, иногда даже в некий благочестивый ужас: «О, мне-то до этого очень далеко…» И приходит человек на исповедь и говорит прямо по ступенькам «Лествицы»: «Этого я не имею, того не имею», – и он буквально приходит в отчаяние.

Поэтому подходить к чтению этой книги нужно разумно, с рассуждением, для чего эта неделя Великого поста как раз и предназначена. Нужно понять, что во всем нужна постепенность, и потихонечку двигаться от земли на небо, и это для нас очень важно. Принцип постепенности должен лечь в основу любой нашей православной деятельности. Не нужно слишком задирать планку, нужно потихонечку, но неотступно двигаться по этой лестнице вверх и вверх. Так что для нас это очень хороший образ.

– Пятая неделя поста – неделя преподобной Марии Египетской. Это как раз тот случай, когда усиленный пост способен вывести человека из душевной тьмы и привести к свету и познанию Истинного Бога. Как раз в эту неделю,в четвергмы полностью читаем Канон Андрея Критского и Мариино стояние.

– Да. Наконец мы уже доходим до такой высокой степени поста, как неделя Марии Египетской. Вообще Мария Египетская вспоминается практически весь Великий пост. В самую первую неделю Великого поста мы читаем Канон Андрея Критского, в котором есть упоминания о преподобной Марии Египетской, есть тропари, посвященные ей. И мы в том числе должны читать и на первой неделе ее житие, но обычно этого не происходит. А вот на неделе Марии Египетской, когда у нас совершается богослужение, называемое Марииным стоянием, и целиком читается Канон преподобного Андрея Критского, мы весьма торжественно начинаем читать ее житие.

В нем повествуется о том, как преподобная мать Мария достигла великого совершенства, которому удивились и монахи, в частности старец Зосима, потому что, как повествуется, житие ее было равноангельским.

Преподобная Мария Египетская переходила Иордан (как по суше) и жила так, как, наверное, никто не смог бы жить в пустыне, потому что пустыня – это страшное место, где зимой бывает холодно, а летом стоит невыносимая жара, где невозможно найти пропитание, воду и так далее. Преподобная Мария жила там долгое время, и помощь Божия способствовала ей и давала возможность выжить в пустыне.

Зачем же она пошла в эту пустыню? Неужели Господь не принимает людей, которые не берут на себя великих подвигов? В нашей действительности даже какая-нибудь сотая часть подвигов Марии Египетской уже наверняка считалась бы великим благочестием, великим подвигом. А тут человек ушел на долгие десятилетия в пустыню и оплакивает там то, что современный мир практически не считает грехом.

Как известно, Мария Египетская была блудницей; она, пользуясь своей красотой и привлекательностью, соблазняла мужчин. Даже на Святую Землю она ухитрилась попасть, используя свое искусство обольщения. Казалось бы, с точки зрения многих современных людей, ничего дурного в этом нет. Как выражаются некоторые современные политики: мое тело – мое дело. Конечно, в этой студии это звучит немножечко неуместно, но действительность такова, что это уже совершенно не считается грехом. Но все же грехом является.

И Мария Египетская в этом убедилась, когда пыталась войти в храм, но некая невидимая сила отторгала ее. Покаявшись, она единожды причастилась и отправилась в пустыню замаливать свои грехи и жила там очень долгое время.

Церковь сочла нужным дать нам этот пример во время Великого поста. А насколько мы сможем применить его к себе – зависит уже от каждого из нас. Наверное, сейчас уже никто из нас не уйдет в пустыню. Но, наверное, какой-то толчок для того, чтобы немножечко проснуться, очнуться от сна греховного, торжественное чтение этого жития все же многим из нас даст.

Я знаю многих людей, которые со слезами на глазах слушают великую историю о покаявшейся грешнице и стараются применить эту историю к себе, прося в том числе и помощи преподобной Марии Египетской, помогающей всем подвижникам, старающимся хотя бы отчасти шествовать по ее пути. 

– Шестая неделя Великого поста – Вход Господень в Иерусалим, Неделя ваийВеликая Четыредесятницаэтой неделей как бы заканчивается, и начинается особое время Страстной седмицы, о котором хотелось бы сейчас поговоритьМногие уже в предвкушении Христова воскресения. Эта неделякак бы дает нам понять, что Пасха уже близко, что остался последний рывок. Люди с вербочкамив руках идут в храм, и уже отчасти даже праздничное настроение.

– Да, настроение действительно праздничное. Мы идем в храм с цветами, с ветками вербы, и эта неделя еще называется Неделей цветоносия. Мы приходим в храм с цветами в знак того, что наши души, подобно этим цветам, расцветают навстречу благодати Божией. Мы берем то, что к тому времени уже начинает потихонечку распускаться. В наших краях это верба, поэтому это воскресенье у нас еще называется Вербным, а в более южных странах – Пальмовым воскресеньем, Palm Sunday. Потому что вспоминается Вход Господень в Иерусалим.

В Евангелии мы читаем, как дети и взрослые режут ветви пальм и бросают их под ноги ослу, на котором Господь Иисус Христос шествует в Иерусалим, и кричат: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!С этими ветвями пальм люди встречают Господа, идущего фактически на страдания, на распятие, но никто об этом еще не знает.

И мы в известной степени ассоциируем себя с толпой, встречающей Господа. Но мы надеемся (и об этом говорится в некоторых песнопениях Страстной седмицы, следующей за воскресеньем, и самого Вербного воскресенья), что, приняв Господа так, с цветами, с ветвями пальмы или вербы в руках, впоследствии не станем кричать: распни, распни Его! 

Но мы распинаем Христа, может быть, не физически, а своими грехами. Из-за наших грехов распятие, собственно, и произошло. Поэтому в эти святые дни после Вербного воскресенья, после Входа Господня в Иерусалим мы усиливаем свои молитвы, надеясь, что Господь примет наше усердие, нашу жертву – сокрушенный дух (по слову пророка Давида) и нашу жертву постного воздержания, очищающего и тело, и душу. Мы воздерживаемся от всякого рода удовольствий, чтобы отчасти сопричислить себя страданиям Господним. И неделя после Вербного воскресенья поистине великая.

А что касается субботы перед воскресным днем, то всем известно, что она называется Лазаревой, потому что в этот день вспоминается Лазарево воскресение. То есть фактически воскресение мертвеца, Четверодневного Лазаря, впоследствии, как известно, ставшего епископом на Кипре, является прообразом и нашего общего воскресения. Мы так и поем: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». 

Видите, нам уже хочется забежать немножечко вперед. Хотя сейчас еще только начало Великого поста, мы уже хотим петь песнопения, знаменующие его конец. Мы к этому стремимся, и это нормально, это естественно. Поэтому перед началом Великого поста, сравнительно недавно, в некоторых храмах вы могли слышать стихиры Святой Пасхи. Нам нужно поставить перед собой цель, чтобы мы знали, к чему стремимся, почему принимаем на себя такие подвиги. А цель наша – это воскресение, Пасха. 

– И весь год у нас длится от Пасхи до Пасхи.

– Да, от Пасхи до Пасхи. Кстати, есть календарики не от Нового года до Нового года, а от Пасхи до Пасхи. И я считаю, что это очень неплохой подход. В нашей лавочке тоже есть такие календари, и многие с большим удовольствием их приобретают, и это очень хороший обычай.

– Давайте поговорим и о Страстной седмице особой неделе, стоящей как бы вне Святой Четыредесятницы

– Конечно, это удивительная, уникальная, выделяющаяся из всего богослужебного года седмица. В эту седмицу мы в первую очередь вспоминаем страдания Христовы. Первые три дня служим литургию Преждеосвященных Даров, читаем в огромном объеме, по уставу, как это и положено, Священное Писание.

За это время положено прочитывать всех евангелистов. Правда, сейчас так не делается – чтение Евангелия распределяется на весь пост, чтобы было понемножку. Но если обратиться к уставу, то мы должны это делать именно во время Страстной седмицы. Не все это выдерживают, но если все читается по уставу, то, конечно, это замечательно. Все Евангелия прочитываются в очень короткое время, и это очень много дает каждому человеку, слышащему святое повествование.

И поются очень трогательные песнопения. Например, меня очень трогает это песнопение: «Чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь, просвети одеяние души моей и спаси мя». Это песнопение поется на определенный распев, обычно с преклоненными коленями. В это время Великого поста поются и другие песнопения, например: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси». Так что время это действительно святое.

Но самое важное, самое главное начинается со среды, потому что в этот день мы вспоминаем предательство Христа Иудой. И мы готовимся к тому, чтобы уже в четверг, на следующий день, причаститься Святых Христовых Таин.

Мы знаем, что в четверг, кроме предательства Иуды, произошло и установление величайшего таинства Причастия Тела и Крови Господних. Сам Господь сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление греховМы должны творить это в воспоминание Господа, и таким образом мы приобщаемся к Господу. 

 Этои чтение 12 Страстных Евангелий.

– Да, в этот же день читается 12 Страстных Евангелий – великие тексты разных евангелистов, сложенные в одну картину, когда одно чтение продолжает другое, дополняя, иногда дублируя другое, и в результате складывается картина предательства Господа, Его распятия на Кресте и страданий. Эта картина, конечно же, потрясает сердце каждого истинного христианина и дает ему силы для того, чтобы двигаться дальше. 

– Вопрос от Анны: «Мне 12 лет, и я хочу спроситьбыли ли Адам и Ева бессмертными, когда они были в раю? Если да, то почему им нельзя было есть плод от древа жизни?»

– Считается, что эта заповедь Божия заканчивалась своеобразной санкцией: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. И апостол Павел говорит, что грехом смерть вошла в мир. То есть до греха, до грехопадения смерти не было; и смерти не будет в будущем веке. Последний же враг истребится– смерть,– говорится в Священном Писании. То есть самый главный, самый страшный враг рода человеческого – это смерть.

И если кратко отвечать на этот вопрос, то в раю смерти не было. И древо познания добра и зла было ограждено клятвой: если вкусите от этого древа, то смертью умрете. Лукавый змей искушал Адама и Еву тем, что они не умрут, но познают, что есть добро и зло. Что есть добро, они знали, потому что Господь сотворил их добрыми, а что есть зло, не знали.

Следствием познания зла через вкушение запретного плода стало то, что Адам и Ева вдруг обнаружили, что они наги. Вообще стыд – это характерный признак греха. Если человеку стыдно что-то делать, то делать этого не надо. Таким образом, и стыд, и грех, и – самое главное – смерть вошли в мир, а Адам и Ева были изгнаны из рая в этот мир. С тех пор началась история человечества, полная греха и страданий.

– Денис спрашивает: «Я некрещеный. Могу ли я ходить в храм?»

– Ходить в храм могут все. Но есть то, к чему нельзя идти без совершения над тобой таинства Крещения. Это таинства Церкви; в первую очередь таинство Покаяния, совершаемое на исповеди, и таинство Евхаристии, установленное Господом на Тайной Вечере, без чего, как говорит Сам Господь, не будете иметь в себе жизни. 

Поэтому ходить в храм можно, но результатом должна быть жизнь, которую дает Господь; и жизнь вечная. Поэтому нужно креститься, нужно каяться, причащаться и прибегать ко всем другим таинствам. Это совершенно необходимо для того, чтобы унаследовать жизнь вечную. 

Ведущий Павел Денисик

Записала Людмила Белицкая

Источник: телеканал “Союз”