Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний отрывок из Евангелия от Марка напоминает нам о том, что верующий должен оставаться верным своему выбору Христова пути. Почему это Евангелие читается в тот день, когда мы в центр храма выносим Крест Христов. Традиционно говорят, что Крест подобен дереву, раскинувшему свои ветви, чтобы верующие во время Великого Поста могли под его ветвями обрести умиротворение, успокоение, потому что для верных это знак милости Божией, Его заступления. Пройдя половину Поста, мы начинаем понимать, насколько мы немощны.

Семен Новый Богослов говорит: «Точное исполнение Божиих заповедей научает нас нашей немощи». Если мы во время Поста более внимательно отнесемся к своей духовной жизни, то придем именно к осознанию своей слабости. Еще с пищевой дисциплиной как-то можно справиться, но духовную жизнь с наскока исправить практически невозможно. Некоторые стереотипы поведения так легко не изменишь, даже если ты сам готов что-то исправить, то люди и жизнь вокруг тебя всегда будут мешать этому. Конечно, если создать идеальные условия, возможно, что-то и получилось бы. Но в реальности условия не бывают идеальными, и к середине Поста мы понимаем, насколько мы немощны. Вынесение Креста в середине Поста традиционно ассоциируется именно с тем, что Церковь хочет показать верующим, что Господь их любит, Он умер за них. Он не тот, кто сверху смотрит, как подопечные выполняют Его задания. Бог совсем иначе относится к человеку. Исторически Крест выносился не только для того, чтобы поддержать верующих, но и для того, чтобы показать оглашаемым Того, за Кем они пошли. Именно об этом говорит евангельское чтение. Сегодняшнее Евангелие не выглядит воодушевляющим, оно не обещает нам безмятежной жизни. Мы не найдем там утешительных слов о том, что неважно, как мы будем жить и поступать, оно не обнадеживает мыслью, что Господь все равно любит нас, потому что ради нас Он принял Крестную смерть, хотя вся евангельская история говорит о любви Бога к нам.

Выбор именно этого евангельского чтения для сегодняшнего дня связан еще и с историческим контекстом. Когда оглашаемые вступали в очередной этап оглашения, подготовки к крещению, Церковь открывала им, как закончилась земная жизнь их Учителя, за Которым они пошли, обозначая этим еще и еще раз узость, трудность выбранного ими пути. Когда мы приходим в старинный русский храм, то видим, что вход в храм архитектурно оформлен таким образом, что двери ступенчато сужается, и мы входим в храм через узкий дверной проем. Этот очень древний элемент храмовой архитектуры находили при раскопках еще в древнем Израиле. В этом прослеживается очень простая мысль: если ты хочешь войти в храм Бога, то должен смириться, умалиться. Путь, который тебе предстоит пройти, будет узким и тесным, потому что Бог ждет от тебя святости, подвига: у Бога Творца есть определенный замысел о тебе. Если ты намерен жить так, как тебе этого хочется, то никогда не будешь близок этому замыслу. Чтобы приблизиться к Божиему замыслу, необходимо внутренне собраться, сосредоточиться. Крест выносился именно с той целью, чтобы оглашаемые осознали, что такое христианство, чтобы они доверили свою жизнь любви Божией. В книге Притчей часто встречается такая мысль: «Если будешь жить праведно, Бог устроит твою жизнь, но если будешь жить нечестиво, то и жизнь твоя будет неудачной». Такую ясную спокойную картину ветхозаветной Книги Притчей Крест несколько нарушает: даже если ты будет жить праведной жизнью, вовсе не значит, что ты станешь в этой жизни успешным, богатым, счастливым. Именно поэтому, когда во время Великого Поста заканчивается чтение Книги Притчей, на Страстной Неделе начинается чтение Книги Иова. Иов был очень праведным человеком, исполнявшим все заповеди, но и в его жизнь пришли тяжелые страдания, потому что мир лежит во зле. Невозможно устраивать с Богом отношения рыночного типа «ты мне — я тебе». Бог ожидает от нас подвига веры. У тебя будет действительно все хорошо, но не здесь и не сейчас. Христос говорит в сегодняшнем Евангелии, что, если ты хочешь спасти свою душу, обрести подлинное спасение, в рамках не этой временной жизни, а жизни вечной, не ориентируйся на обманчивые правила этого мира. Имей своей целью замысел Божий, который тебе открывает Господь. Путь к этому замыслу никогда не бывает простым, он всегда лежит через Крест.

Сегодняшнее Евангелие как бы призывает человека трезво посмотреть на свой выбор: если он пришел к Богу, чтобы просто хорошо устроиться в этой временной жизни, то он выбрал не тот путь и не того учителя. Сегодня вокруг нас много учителей, которые предлагают в три шага исправить нашу жизнь. Но только не стоит забывать, что жизнь заканчивается смертью. В Париже в конце 19 века проходила Всемирная выставка научно- технических достижений. Инженеры того времени считали, что изобрести уже больше ничего невозможно, патентное бюро можно закрыть, настолько, казалось, были исчерпаны возможности научных и технических открытий. Один русский философ, побывав на выставке, написал: «Вы, друзья, забыли в последнем павильоне выставить гробы: все ваши достижения закончатся смертью». Всякие достижения мира сего, как бы человек не стремился к ним, не дадут подлинного, настоящего счастья.

Христос говорит: «Какой выкуп даст человек за жизнь свою?» Что человек в итоге получит, если свою вечную жизнь променяет на временную? Христос обращается к нам с такими словами: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Это побуждает каждого из нас взглянуть на свою жизнь и осознать, тот ли путь мы выбираем. Сегодняшнее чтение не говорит о том, что наша жизнь должна быть сплошным страданием. Но мы должны быть готовы к любому исходу нашей жизни ради того, чтобы остаться верными Христу. Жизнь человека может сложиться по-разному. Некоторые христиане жизнь прожили спокойно и счастливо, потому что жили в то время, когда не было гонений, войн, но все равно они несли внутренний пост. Часто люди, приходящие на исповедь, начинают говорить о каких-то масштабных проблемах, забывая, что подлинные плоды духовной жизни содержаться в нашем ежедневном общении. Это тоже подвиг — с любовью отнестись к мужу, к жене, к ребенку, правильно поступить по отношению к начальнику на работе или снизойти к подчиненному – здесь и сейчас взять на себя крест братского любовного отношения к ближнему. На первый взгляд, кажется, что здесь нет никакого подвига. Именно в этом настоящее подвижничество, подлинное несение креста, не кратковременное, а в течение всей своей жизни, именно такое каждодневное усилие и являет нашу верность Христу.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Евангелие от Марка VIII, 34 — IX, 1, 04.04.2021