Сейчас мы слышали притчу о человеке, который собрал богатый урожай и не знал, что с ним делать. Он задумал разрушить старые амбары и построить новые, чтобы потом не беспокоиться о своей жизни и наслаждаться тем имением, которое он приобрел.
Если посмотреть на эту притчу в контексте, то становится понятно, что Христос рассказывает ее неслучайно. Ко Христу подходит некий человек и обращается к Нему с просьбой: «Господи, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной имение». По-видимому, братьям досталось наследство, и они не могли договориться, как разделить его. Один из них обратился ко Христу, как к авторитетному человеку, который мог бы их справедливо рассудить. Господь не делает этого, оставляя его вопрос на решение самих братьев.
Мы часто ищем в жизни справедливости и как верующие люди, пытаемся найти ее в Священном Писании. В русском переводе Библии нередко употребляется слово «справедливость», но в еврейском тексте мы не найдем такое слово. В этом переводе Бог всегда называется не справедливым, а праведным. Справедливость относится к сфере человеческих отношений.
Что такое справедливость? Допустим, приходишь на рынок и покупаешь товар по цене, соответствующей его качеству. Если товар стоит слишком дорого, мы считаем, что цена неоправданно высокая. А если вещь очень нужная и важная, но дешевая, то мы говорим, что ее не ценят. Справедливость – это понятие рыночное, «весовое», когда мы взвешиваем так, чтобы на правой и левой чашке весов получился одинаковый вес, иными словами, чтобы была соблюдена справедливость. А библейское понятие, выражающее действие Бога в мире, совсем иное. Это не справедливость, а праведность. Можно, конечно, условно принять, что у Бога Своя справедливость. Без сомнения, Бог не призывает нас быть несправедливыми или неэтичными, но нельзя ориентироваться только на внешнее. Важно пытаться войти в суть ситуации и понять, что происходит. Действительно, Господь мог бы сказать подошедшему к Нему человеку, что есть Закон и согласно закону нужно разделить наследство пополам. Но Христос говорит: «Кто поставил Меня над вами быть судьей. Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь и счастье человека не зависит от богатства».
И далее Господь рассказывает притчу о богаче. С точки зрения иудейского благочестия, этот человек не сделал ничего предосудительного. У него уродился богатый урожай, значит, Бог к нему благоволил и теперь он может жить спокойно. Он не присвоил себе чужое имение, а вырастил этот урожай сам, построил новые житницы и успокоился, потому что уже не боялся остаться без основания обеспеченной жизни.
С житейской точки зрения, в этом нет ничего плохого. Можно сказать, что не было ничего не справедливого в том, что он оставил свое имущество у себя. В притче не говорится, что этот человек не давал десятину или что-то утаивал, или не кормил бедных. Он просто собрал богатый урожай и построил о новые житницы.
С точки зрения человеческой справедливости, все было правильно, но с точки зрения правды в высоком смысле слова, правды Божией, это было неправедно. Кажется, что плохого в спокойной, обеспеченной жизни? Но Бог говорит этому человеку: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто сокровища собирает для себя, а не в Бога богатеет». Может быть, этот урожай и был послан Богом для того, чтобы человек проявил свою справедливость, чтобы он разделил свое имение с другими. Христос разворачивает мысль богача таким образом, чтобы тот задумался не о том, как сохранить добро, а о том, кому он может оставить все это. Оказывается, то, что дает тебе Бог, должно «работать», а не лежать мертвым грузом. Бог дает свои дары для того, чтобы человек задумался, кому их можно раздать.
Если мы посмотрим на нашу жизнь с точки зрения праведности, а не справедливости, то поймем, что наша человеческая справедливость не соотносится с правдой Божией. Размышляя над тем, как потратить свое время, свои силы, свое имущество, быть может, какие-то излишки, мы должны исходить не из человеческой справедливости, а из того, как поступил бы Бог. Это и называется «богатеть в Бога», входить в Его правду, в Его представления о справедливости, смотреть на мир Его «глазами».
Бог желает, чтобы наш мир был устроен совсем иначе, и делать это должны мы своими руками, но для этого необходимо мужество. Легко составить для себя такую картину мира, где все понятно, красиво, справедливо, где можно жить безмятежно. Но Бог хочет от нас совсем иного, Он призывает нас быть праведными. Дай нам Бог мужества смотреть на мир Его глазами и поступать не просто по справедливости, а по правде Божией.
// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом 6 декабря 2020 г.