22 января 2024 года в здании Российского православного университета святого Иоанна Богослова на Новой площади в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения, образ будущего» состоялась научная конференция «Формирование информационной культуры в молодежной среде на основе традиционных духовно-нравственных ценностей: проблемы, пути решения».

Председателем конференции стал ректор Российского православного университета А.В. Щипков, сопредседателем – заведующий кафедрой богословия РПУ, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Бескудникове, настоятель храма апостола Иоанна Богослова под Вязом протоиерей Михаил Дудко. В содержательной дискуссии приняли участие преподаватели и студенты Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Открывая научную конференцию, ректор РПУ приветствовал докладчиков, студентов и гостей, выразив надежду на то, что проходящий в рамках Рождественских чтений форум внесет свой вклад в разрешение насущных вопросов защиты традиционных ценностей морали и нравственности, и предоставил слово докладчикам.

В своем выступлении благочинный Иверского округа города Москвы протоиерей Андрей Речицкий проанализировал изменения в сознании человека, происходящие под влиянием цифрового пространства. Он отметил, что знакомство молодежи с миром происходит через агрегаторы, которые формируют определенный стиль мышления, стремясь подчинить его алгоритмам. «Появляется новый тип мышления – клиповое мышление, которое характеризуется фрагментарностью и не способностью к систематическому знанию… При столкновении его с религий возникает религиозноподобное сознание, которое не позволяет человеку выходить на полноту духовной жизни, все начинает подменяться комфортом и возникает синкретизм религиозного сознания. Уверен, что после клипового мышления последует и «чиповое мышление» – это реальность, которая нас ждет в ближайшее время и в которой надо помочь молодёжи найти свой путь к Церкви», – отметил отец Андрей. В качестве возможного способа решения проблемы выступающий предложил обратить внимание на опыт паломнических поездок, которые помогают подросткам получить собственный опыт соприкосновения со святыней и по-настоящему, а не в виртуальном пространстве, подружиться друг с другом.

Политолог Л.В. Щипкова рассказала о формировании нравственных ориентиров в молодёжной среде на примерах религиозно-философских семинаров 1970-х годов, которые складывались вокруг протоиерея Дмитрия Дудко. Докладчик подчеркнула, что «появление религиозного вектора образованной молодежи было обусловлено не только антирелигиозной политикой государства и слабостью поставленных под жесткий контроль традиционных религиозных институтов, но и внутренней жаждой молодыми людьми живого общения и поиска нравственной парадигмы. В условиях, когда был насильно произведен слом традиции, молодежи особенно трудно было найти правильный ориентир». Л.В. Щипкова отметила, что «молодые люди пошли учиться и осваивать опыт христианской культуры. Однако любая активность не может существовать без руководства, передачи опыта. Одним из таких ярких явлений религиозного диссидентства явилась проповедническая деятельность священника Дмитрия Дудко, который в 1960-е годы стал известен в кругах Москвы своими проповедями. Его проповеди зажгли веру в молодых людях, которые позднее стали членами семинара Огородникова».

Л.В. Щипкова проанализировала и результаты таких молодежных собраний, отметив, что «сформированные семинаром люди остались в Церкви, воспитали своих детей в вере. Несмотря на трудности и гонения это был настоящий университет для молодежи. И сегодня мы не можем терять из виду этот уникальный опыт, который есть у Русской Церкви».

В докладе руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий протоиерея Евгения Тремаскина были проанализированы истоки и история сектантской деятельности в России и противодействия ей в 1990-е годы. Докладчик подчеркнул, что правильное использование современных достижений, в т.ч. в сфере информационных технологий послужит формированию «благодатной почвы, на которой можно посеять семя веры».

Доцент кафедры богословия РПУ И.В. Колосова раскрыла суть феномена трансгуманизма. «Идеи трансгуманизма оборачиваются дегуманизацией человека, отношением к человеку как к объекту, попыткой подменить Бога. Сегодня на наших глазах рождаются новые утопии, суть которых состоит в том, что новые технологии могут устранить негативный опыт человека. Сейчас в секулярном обществе обсуждается перестройка человека, а потому первым врагом трансгуманизма становится традиция и религия», – считает докладчик. И.В. Колосова проанализировала новейшие концепции трансгуманизма, а также дала практические рекомендации по выстраиванию учебного процесса на первом курсе вузов, передачи студентам навыков концентрации и целенаправленной работы.

В рамках конференции сербский журналист, юрист и писатель Слободан Стойичевич представил свою книгу «Гибридная война против Сербской Православной Церкви». Книга издана в русском переводе Российским православным университетом и предваряется предисловием ректора А.В. Щипкова.

Автор монографии напомнил, что идентичность сербов и их национальные устои неразрывно связаны с Сербской Православной Церковью. Сегодня Сербская Церковь, как и сербская армия, подавляющей частью граждан страны воспринимается как форпост сопротивления атлантистской агрессии. А потому именно она становится ключевым объектом идеологической и информационной войны.

Сербами, как следует из материалов, приведенных С. Стойичевичем, ведется постоянный мониторинг средств и методов этой практически бессрочной кампании, анализ ее тактики и стратегии. На основе этих наблюдений вырабатывается концепция духовного сопротивления агрессии и самосохранения Сербской Церкви как важнейшего национального института.

Главное место в книге отведено описанию и анализу гибридных парамилитарных технологий. В первой части рассматриваются методы использования сетевых субъектов, в частности неправительственных организаций (НПО) в их ударной, антицерковной функции. Их принцип — создание лояльных гражданских подразделений, которые действуют на вражеской территории, оставаясь гражданскими, но, тем не менее, действуют с военными целями. Вторая часть книги «От богоискателя к богоПотребителю, или Рынок религиозных услуг» представляет собой борьбу за антропологию. В частности, автор рассматривает и анализирует феномен замены христианских ценностей воинствующим гуманизмом и индивидуализмом, а, в конечном счете, — дегуманизацией (цифровизацией) культуры. Третья часть «Церковь и информационное общество» показывает, как в упомянутых процессах задействованы медиакоммуникации и цифровые технологии.

Автор подчеркивает, что при ближайшем рассмотрении проблемы Сербской и Русской Православных Церквей оказываются удивительно схожими. Сегодня Русская Церковь вынуждена противодействовать и угрозе «православной Реформации», и репрессиям против своей паствы на Украине. Этническая война, объявленная русскому народу киевским «майданом» в 2014 году, на наших глазах дополнилась войной религиозной. Перечисленное позволяет говорить о том, что гибридная война ведется и против Русской Православной Церкви.

Ректор Российского православного университета выразил благодарность автору за предпринятые им труды, отметив внимание Святейшего Патриарха Кирилла к представленной книге, и выслушал вопросы собравшихся. Подводя итоги конференции и отвечая на вопрос о том, на каком языке сегодня должна говорить Церковь, А.В. Щипков отметил: «нам часто говорят, что Церковь должна в первую очередь стать понятной для молодежи. Но если Церковь не от мира сего (Ин. 18, 36), то может ли Она быть в полноте понята? Церковь изначально непонятна. Понятной Она становится только тогда, когда тот, кто делает шаг к в сторону Церкви, совершает определенное усилие, подвиг, в ответ на который Господь открывает ему все тайны… Если мы считаем, что нужно переводить богослужение на современный язык, тогда мы начинаем приспосабливаться под секулярный мир, тогда и Церковь секуляризируется. А задача прямо противоположна: воцерковить секулярный мир».

Щипков отметил, что еще в 1970-х гг. в адрес Русской Церкви звучало обвинение в молчании, её называли «молчащая церковь». «Нам тогда говорили, что мол, у них церковь не молчит, а у нас молчит. Отголоски этого мы наблюдаем и сегодня, когда верующие люди, говоря о своих религиозных убеждениях, стремятся перейти на светский язык. Это тоже элемент гибридной войны. На самом деле Церковь не молчит: Святейший Патриарх Кирилл постоянно публично высказывается на острейшие общественные темы», – заключил ректор РПУ.