Имя “Апостол любви” дается ученику Христову совсем недешевой ценой. И о том, какова цена такому наименованию свидетельствует сегодняшнее Евангельское чтение. Если мы будем искать его в Новом Завете, то мы с трудом его найдем, так как оно состоит из двух отрывков, которые помещены даже не в одной главе, но нескольких главах. Сначала говорится о предстоянии Иоанна Богослова у Креста и далее следует отрывок, который присоединяется к этому отрывку и поэтому нам кажется, что они звучат вместе. И только потом мы слышим уже конец евангельского чтения, в котором говорится, что это написал тот самый ученик и он свидетельствует и истинно свидетельство его и если он бы он попытался написать все, то тогда весь мир не вместил бы всех этих книг. Почему церковь соединяет эти два отрывка?

Когда мы сегодня размышляем о том, как Иоанн Богослов стоял у креста, а увидеть его у креста мы можем практически в каждом храме: есть распятие и есть две фигуры рядом с этим распятием. Вот Иоанн Богослов стоит у креста, но кто на нем распят? Сегодня для нас крест это очень почитаемый предмет. Мы почитаем его, потому что на нем был распят Христос. Но в то время, когда Иоанн Креститель рядом с ним стоял, на нем был распят государственный преступник, которого осудили за попытку назвать себя царем и попытку государственного переворота. Не случайно фарисеи и саддукеи так и сказали Пилату, что если ты Его не осудишь, то ты не друг Кесарю, то есть ты не за царскую и не за законную власть.

Иоанн Богослов не просто стоит у креста. Тем, что он встал у креста он сказал всем окружающим людям, воинам, ученикам, которые стояли и смотрели издали, что он готов оказаться рядом со Христом на кресте. Потому что если судят государственного изменника, и если судят человека, который замышлял что-то против царя, и стоять рядом с ним и показывать, что ты его друг, что ты с ним одних чувств, одних мыслей, это значит быть готовым к тому, что и ты можешь умереть вместе с ним.

Мы говорим о том, что Иоанн Богослов являет собой верность Христу. Но что значит слово верность? В основе этого слова лежит слово вера. Верность – это когда человек всей своей жизнью проявляет веру своим идеалам, проявляет веру, в данном случае, во Христа Спасителя, веру в Бога, веру в то, что все идет по написанному, и все идет наилучшим образом. И вот такой человек, любовь которого дается недешево, любовь которого дается готовностью умереть за своего Учителя и вместе со своим учителем и такой человек имеет право проповедовать. Проповедь такого человека будет плодотворна. Мы с вами находимся в домовом университетском храме Иоанна Богослова. Это означает, что здесь учатся люди, которые дальше желают проповедовать, желают говорить с миром о Христе. Сегодня проповедовать Христа многие пытаются, но очень важно помнить, что проповедь считается плодотворной только тогда, когда ты говоришь о предстоянии креста своей жизни, в самую трудную минуту, а не тогда, когда это модно и просто. Ты оказался верен Христу и только тогда в тебе проявляется верность не просто как слово красивое. Тогда в тебе эта верность живет, и тогда твоя проповедь дает плоды во сто крат. Аминь.

Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена по окончании Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом в Престольный праздник Университетской церкви 9 октября 2020 г.