Иерей Стефан Домусчи: “Если люди сами не идут к Богу, мы должны их просто на своих руках нести. Но для того, чтобы их понести, мы должны их любить”.

Важно любить человека, несмотря на его грех. Когда Христос говорит: «Что вы сделали одному из братьев своих меньших, то Мне сделали», оказывается, что это и есть наше свидетельство о прощении другого. Речь, конечно, не о том, что мы прощаем Бога, речь о том, что мы своим прощением даем место Божьему прощению, что мы своей любовью даем место любви Божьей.

Господь оставил нас здесь на земле для того, чтобы судить друг друга. Судить в каком смысле? Вот что отпустите – отпустится, что удержите – удержится. Традиционно, конечно, речь идет о Таинстве Исповеди и, несомненно, это, в первую очередь, так. Но во многом тайна нашего прощения – это не только то, что происходит на исповеди. Это ещё и тайна нашего милосердия. Если мы здесь на земле находим в себе силы оказать милость человеку, который перед нами грешен, то мы тем самым проявляем в себе Божию любовь и уже здесь на земле начинаем Божие прощение.

Это в значительной степени повышает меру нашей ответственности. Меру ответственности нашего прощения и нашей любви. Господь не случайно говорит, что наши межчеловеческие отношения отражаются на том, какие отношения впоследствии будут между нами и Богом. И, конечно же, мы должны не просто понимать меру ответственности за грешников, за людей слабых, немощных в вере и в жизни, немощных в поведении и нравственности – мы должны за них молиться. Если люди сами не идут к Богу, мы должны их просто на своих руках нести. Но для того, чтобы их понести, мы должны их любить. А для того, чтобы их любить, мы должны простить им их немощь. С этого и начинается любовь – с момента, когда мы вопреки немощи начинаем любить. Ведь Господь любит нас вопреки нашей немощи.

Мы неслучайно говорим об этом в период поста. Потому что пост – это время, когда мы примиряемся со всеми, когда мы примиряемся настолько, что готовы примириться даже вопреки немощи другого. Только примириться – не значит сказать, что грех нормален. Это значит сказать ближнему, что мы любим его, несмотря на его грех, потому что Бог нас любит, несмотря на наши грехи. Мы часто забываем об исцеляющей силе такой любви. Мы все время думаем, что другой должен исправиться. Но надо понимать, что любовь не меньше, чем милосердие, не меньше, чем наставление и не меньше, чем строгость имеет силу исцелять грех другого человека.