Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, во время Воскресной Утрени, мы слышали Евангельское чтение, которое продолжает собой историю Луки и Клеопы. Евангельский отрывок начинается с таких слов: “Когда они еще говорили об этом, сам Иисус встал посреди них и сказал им: Мир вам!”. О чем они говорили? Лука и Клеопа прибегают обратно в Иерусалим практически поздно вечером. Кто был в Палестине, тот знает, что ночь там наступает практически мгновенно и всегда такая темнота, что хоть глаз выколи. Вот Лука и Клеопа прибегают к оставшимся 11 ученикам и рассказывают, что они видели Господа, а те, в свою очередь, рассказывают о том, что действительно Христос воскрес и даже явился Симону и после этого.

Сам Иисус встал посреди них и сказал: “Мир вам”. Действительно,  это очень важно, что Христос говорит им эти слова. Он преподает им мир, потому что мира они были лишены. Когда они ходили 3 года вместе с Ним, они надеялись на приобретение мира как власти. У них был мир в душе, потому что с ними был рядом Человек, который мог укротить бурю, изгнать беса, который мог поднять не только расслабленного, но и болящего, мертвого, который мог практически все. С Ним было не страшно. Мир в их душе был, а потом этого Человека распяли на кресте и они сразу этот мир потеряли. Они потеряли ощущение, которое должно быть у каждого христианина и которые были и у них, хотя и неправильные были основания у этого. Что я имею ввиду? Когда человек живет с внутренним миром, когда этот мир создается присутствием Бога в его душе, он живет с ощущением, что чтобы ни происходило, Бог в этом участвует. Своей волей, так или иначе, Он управляет миром и Он никогда не предаст и не отступит. Они думали, что это заключается во Христе, хотя на самом деле и во Христе, как Человеке, таком Пророке, Чудотворце, они не совсем правильно понимали о чем идет речь.

Конечно, мы сегодня должны понимать, что речь идет о Человеке, который не просто как Кудесник что-то может делать. Мир, который Он нам преподает нам, это не просто успокоение, как-будто бы Он явился апостолам и сказал: “Успокойтесь, Я снова с вами”. Нет, совсем не в этом смысле мир, а Христос преподает им другой мир: мир, как ощущение победы Божией в мире. И действительно мир в таком смысле Он может преподать только после воскресения. Поэтому и интересно, что когда они еще не верят ему, удивляются, вот, Он ест перед ними и Он открывает им ум, чтобы они разумели Писание. Интересно, что Он сначала открывает Писание Луке и Клеопе по пути в Эммаус, а потом приходит к этим оставшимся ученикам и тоже открывает им ум разуметь Писание. Он объясняет им Писание. Почему? Потому что теперь они способны понять, что мир Божий, что присутствие Божие, – это не просто присутствие сильного посланника Божия, всесильного пророка, который здесь и сейчас может остановить бурю, и, если ты боишься что ты утонешь, – может поднять тебя тонущего из воды, может даже воскресить мертвого. Нет, совсем в другом дело. Мир Божий, присутствие Божие в нашей жизни заключается в том, что даже когда мы проигрываем, мы можем выиграть и победить. Христос именно после смерти и воскресения открывает им ум разуметь Писание. 

И вот удивительное для нас сегодняшнее Евангельское чтение. Оно, на самом деле, о двух, казалось бы несовместимых вещах. Оно о расставании и о радости. Когда апостолы Лука и Клеопа до этого шли со Христом и они еще Его не узнали, они рассказывали Ему о Человеке, которого Он не знает. Что это был Мессия, но оказалось, что это не так. Расставание наполняло их душу печалью. И вообще это нормально, что расставание наполняет душу печалью. Но Христос в сегодняшнем чтении тоже расстается с учениками. Он не только ел с ними и дал им мир и все, это точка и они обрадовались, нет, сегодняшнее чтение о том, что Он возносится, а они возвращаются в Иерусалим с великой радостью. Только что они потеряли своего Учителя, они расстроились, и вот они снова теряют своего Учителя внешним образом, но очень радуются, потому что Он открыл им ум разуметь Писание. Они поняли, что когда расставание происходит не в земном, не с Человеком, которого убили и все, Его нет и ты без надежды, потому что в рамках ветхозаветного иудаизма вообще ни на кого не было толком надеятся, кто-то верил в воскресение мертвых, некоторые нет. А здесь все по-другому. Здесь Христос возносится, но они возвращаются в Иерусалим с ощущением, что теперь Он с ними вообще всегда. Он с ними и никогда больше от них не уйдет. Это расставание, которое не лишает их общения.

Мы слушаем этот Евангельский отрывок и задумываемся, в каких отношениях мы со Христом. Он для нас Кто-то Кто когда-то там говорил с учениками и мы сегодня не можем с Ним никак общаться и только читаем и вспоминаем что-то и думаем, как бы нам наладить отношения с Ним и с Его Отцом, чтобы дальше у нас все было хорошо? Или Он для нас Тот, Кто в нашей жизни присутствует и наполняет ее радостью даже тогда, когда эта радость кажется абсурдной, когда она кажется неправильной, нелепой, потому что в мире все складывается не так, как нам хочется. Это какая-то “лакмусовая бумажка”, индикатор того, как мы тот мир, который получили апостолы тоже стяжаем. Получили мы тот мир от Христа или не получили? Верим мы, что Он вознесся, но все равно остается в нашей жизни вместе с нами?  Может показаться, что отчасти это какие-то теоретические разговоры, но это не только теоретические разговоры, это разговоры очень практические, потому что, возможно, наступает время и нам придется опять входить в какие-то очень жесткие условия. Условия нашей церковной жизни, я не говорю про государственные.

Мне кажется, что очень важно нам переосмыслить опыт того расставания, который у нас был. Наша жизнь изменилась и во-многом стала другой. Мы расставались с храмом, с Евхаристией, но я убежден, что мы расставались неправильно. Убеждён, что можно организовать все иначе, может быть не так, как совсем хотелось бы, но можно по-другому. Мы сегодня в Евангельском чтении могли услышать на это некоторые намеки. Вот апостолы после распятия расстались со Христом неправильно и унывали. Но вот Он явился им и научил их Евангельскому Духу… После этого они снова расстались с Ним, но даже после расставания они остались с Ним вместе.

Так вот и мы будем стремится к тому, чтобы грядущее не принесло нам только скорбь, расстройство. Чтобы мы не остались одни, как многие христиане в тот раз остались одни. Чтобы мы все равно остались с Церковью. Пусть сегодняшнее Евангельское чтение нас этому научит.  Расставаться можно по-разному. Расставаться можно так, что потом все равно оставаться вместе, со Христом и друг с другом, аминь!

Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена по окончании Всенощного бдения в храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом в праздник Отдания Воздвижения Животворящего Креста Господня 3 октября 2020 г.