Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сейчас мы слышали рассказ о том, как к Христу подошел богатый человек. В русском тексте он называется «человек некий», а в церковнославянском тексте – «некий князь». Это действительно богатый, знатный человек, который к тому же еще и ищет жизни вечной. В этом не было ничего необычного. Многие люди, окружавшие Христа, шли за Ним, потому что иудеи того времени были достаточно благочестивыми. Интересно то, что Христос не противопоставляет Свое учение заповедям. В Нагорной проповеди Он не отменяет заповеди, данные в законе, а указывает на иной, более глубокий их смысл: «Вы слышали, что сказано древними, а Я говорю вам…» И вот к Христу подходит молодой человек и спрашивает, что ему сделать, чтобы достичь жизни вечной. Господь указывает ему на заповеди, которые в течение сотен лет для иудеев были достаточными, чтобы спастись. Юноша отвечает, что он все это уже исполнил. Казалось бы, если этот человек искал Царства в традиции Ветхого Завета, то он не стал бы задавать этот вопрос, потому что люди Ветхого Завета понимали, что для спасения достаточно соблюдать заповеди.

Можно подумать, что молодой человек желал чего-то большего. Он видит, что за Христом идут ученики, и возможно, он искал этого ученичества. Христос говорит ему: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небесах, и приходи, и следуй за Мной». Христос испытывает юношу, пытается показать ему, насколько серьезно его стремление быть иудеем не только по рождению, но спастись, пойти вглубь.

Если бы Христос проповедовал о чем-то совсем недостижимом, невозможном, то вокруг Него никого бы не было: ни Петра, ни Иоанна, ни других учеников. Но за Ним ходило множество людей. Петр сказал: «Мы оставили все и пошли за Тобой. Что будет нам за это?» После слов Христа молодой человек отошел с печалью. Если бы он как человек той культуры довольствовался тем, что было в духовной традиции того времени, то он просто бы соблюдал заповеди, но он решил взять на себя нечто большее, и оказался не готов к этому. Христос, видя, что он опечалился, сказал: «Трудно имеющим богатство войти в Царство».

Нам кажется, что в сравнении с этим несостоявшимся учеником, ученики Христовы смогли это сделать. Но ученики ужаснулись и спросили: «Кто же может спастись?» Ученики Христа отличались от тех, кто отошел, не тем, что все оставили и пошли за Ним. На какое-то мгновение они решили стать учениками, но когда услышали, какую цену нужно заплатить, они испугались: «Как это возможно?» И Христос отвечает: «Невозможное человеку, возможно Богу», то есть, имея решимость, важно уповать не только на свои силы, а на Божию помощь.

Когда мы пытаемся идти вглубь духовной жизни, мы решаемся на некоторый шаг в пропасть. Мы внутренне идем на риск, на то, на что мы не способны сделать, как этот юноша, как ученики Христа, и здесь нужна не только решимость, но и вера во Христа. Для нас эта история является уроком. Мы не должны думать, что если мы будем искать большей глубины нашей духовной жизни, то все, на что мы решаемся, будет нам по плечу. Мы можем пройти этот путь только вместе с Христом. Путь самоуверенного человека заканчивается тем, что в итоге он уходит опечаленный. Путь поверившего во Христа человека не заканчивается, потому что там, где человек падает, его поддерживает Господь. «Невозможное человеку, возможно Богу!» Аминь.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Евангелие от Луки 18:18-27, 31 января 2021 г.