То, о чем пишет апостол Павел, относится к межчеловеческим отношениям. В сегодняшнем евангельском чтении юноша спросил у Христа о пути, который приведет его в Царство Небесное. Христос отвечает ему: «Раздай все, что имеешь и следуй за Мной». Но если мы посмотрим, чему учил Христос, то увидим, что отсутствие имущества не было центром Его проповеди. Главной заповедью Его благовестия была заповедь о любви. Почему же Христос говорит юноше эти слова, как будто это является условием, при котором Христос может научить человека любви. 

Оказывается, если человек не очистит свою жизнь от себялюбия, от желания все и всех использовать в своих целях, если он не перестанет быть центром жизни, вокруг которого вращается все остальное, он не может приблизиться к любви. Христос предлагает богатому юноше все раздать, стать слугою другим людям. На этой неделе читался отрывок из Евангелия, где Христос спрашивает учеников, о чем они разговаривали дорогой. Они смутились, потому что, что рассуждали о том, кто из них больше, то есть значительней. Христос в ответ ставит перед ними ребенка и говорит: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня. Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Человеку, центром жизни которого стало стяжание, никогда не сможет стать слугою. Но какими удивительными словами заканчивает Апостол: «Пусть мир Божий наполняет вас». Если мы заглянем в свое сердце, то увидим ли мы там этот мир? Апостол призывает нас быть дружелюбными, то есть призывает нас начать с малого, с самого простого – просто быть дружелюбными. Это значит, что ты не отягощаешь жизнь другого человека своими проблемами, а даришь ему добро, дружелюбие независимо от того, что у тебя на душе. 

Далее Апостол пишет: «Слово Христово да вселяется в вас обильно со всякой премудростью. Научайте, вразумляйте друг друга псалмами, славословием и песнями духовными». Раньше я думал, что все, что прожил человек, все события, переживания, остается у него в памяти. Сейчас ученые говорят, что это не так, что какие-то факты пропадают из памяти навсегда, потому что соответствующие нейронные связи сначала ослабевают, а потом исчезают. И еще наукой установлено, что если какие-то состояния, мысли будут повторяться, то они могут в сознании стать главными. 2000 лет назад апостол Павел, ничего не зная о нейронных связях и о том, как устроен мозг, высказал очень важную мысль: мы сами формируем свое сознание. Что мы заложим в наше сознание, то там и будет. Если мы живем воспоминаниями о прошлом, пережевываем наши проблемы, вспоминаем наши грехи, то все это будет оставаться с нами, будет укреплять существующие нейронные связи. 

Апостол Павел говорит: «Пусть слово Божие наполняет вас, пусть оно вселяется в вас обильно». Для нас это значит, что если мы наполним нашу жизнь словами Писания, мы вытесним из своего сознания, из своей памяти то, что омрачает нас, и наполнимся словом Божиим и светом Божиим. До революции во многих городах простые люди, которые ходили в храм и слышали Священное Писание, часто в своей речи употребляли фразы из Писания, потому что в нем есть такие выражения, которые подходят к каждому случаю жизни. От нас зависит, чем мы наполняем свое сознание, что мы ставим в центр наших переживаний, от этого будет зависеть то, о чем мы будем думать, что мы будем помнить, и как мы будем жить. Дай Бог каждому из нас чаще обращаться к Священному Писанию, чтобы оно входило в нас, заполняло наше сознание, замещало собою, все, что омрачает нашу жизнь, и вселяло в нее подлинный свет Христов. Аминь.

// Иерей Стефан Домусчи, профессор МДА, доцент кафедры миссиологии РПУ св.Иоанна Богослова. Проповедь произнесена на Божественной литургии в Храме святого апостола Иоанна Богослова под Вязом на Послание к Колоссянам святого апостола Павла 3: 12-16, 31 января 2021 г.